Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и лицами.






Издание правовых актов – это также форма исполнения законов, но закон ее подчеркивает особо и отграничивает от уже обозначенных нами выше форм. Под правовыми актами в данном случае следует понимать акты, порождающие, изменяющие или прекращающие определенные правоотношения (приказы, решения, распоряжения, указания, инструкции и др.)

Ст.26 Закона о прокуратуре в качестве предмета надзора называет соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Фактически ничего нового к обозначенному выше предмету общего надзора это не добавляет, поскольку соблюдение прав и свобод человека и гражданина реализуется в форме действий (бездействия) и издания правовых актов. В ст. 26 лишь сделан акцент на права и свободы человека и гражданина, что свидетельствует об несколько искусственном выделении данной отрасли надзора.

Необходимо здесь оговорить еще один момент – соблюдение прав и свобод человека и гражданина – понятие очень широкое и цель обеспечения их соблюдения достигается в любой отрасли надзора. В предмет общего надзора входит соблюдение таких прав и свобод человека и гражданина, которые не относятся к предмету других отраслей надзора, поскольку там устанавливается особый порядок их обеспечения и предусмотрены специальные полномочия прокурора. Поэтому надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина включает преимущественно следующие направления: надзор за соблюдением трудовых, избирательных, жилищных прав граждан, прав на свободу совести и вероисповедания, прав граждан на осуществление местного самоуправления, надзор за исполнением законодательства о средствах массовой информации, о защите прав потребителей, о социальной защите инвалидов, о правах ветеранов и некоторые другие.

Для четкого понимания предмета общего надзора необходимо определить, за исполнением каких законов осуществляется прокурорский надзор.

На первом месте в данном перечне – Конституция РФ. Помимо Конституции, в статье 21 Закона о прокуратуре обозначено – «…законов, действующих на территории Российской Федерации…». В настоящее время законы, действующие на территории РФ представляют собой двухуровневую систему, элементами которой выступают федеральные законы и законы субъектов РФ. Соответственно предметом прокурорского надзора является исполнение как федеральных законов, так и законов субъектов РФ. При этом п. 5 приказа Генпрокурора №195 – 2007 г. специально оговаривает, что законы субъектов РФ, за исполнением которых надзирает прокурор, не должны противоречить федеральному законодательству.

Кроме того, к совокупности нормативных актов, надзор за исполнением которых осуществляет прокуратура, следует отнести международные договоры РФ и акты, содержащее общепризнанные принципы и нормы международного права. Закон о прокуратуре прямо о них не говорит, но согласно ст.15 Конституции, они являются составной частью правовой системы России. Это такие акты, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенция о защите прав и основных свобод, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (ратифицирована 4 ноября 1995 г.).

 

Вопрос № 2. Пределы общего надзора.

При всем своем охвате общий надзор не безграничен и осуществляется в определенных пределах.

Далее четко очертим пределы действия прокурорского надзора.

За исполнением подзаконных нормативных актов прокурорский надзор не осуществляется. Надзор за исполнением подзаконных нормативных актов, по общему правилу, не входит в компетенцию прокурора, находится за пределами его полномочий. Прокуратура, как единая общегосударственная централизованная система органов создана и функционирует в обеспечение единства и укрепления законности. Включать в предмет надзорной деятельности исполнение актов меньшей юридической силы совершенно излишне. Для контроля их исполнения есть другие органы – контролирующие.

Такие акты, бесспорно, играют существенную роль в обеспечении реального исполнения законов, в них получают конкретизацию отдельные положения законов, излагаются правила, определяющие механизм исполнения законов, формулируются требования к субъектам правоприменения и др. Поэтому они подлежат учету в надзорной практике, знать их прокурорам подчас необходимо.

Также нельзя не учитывать, что подзаконные акты, сами, в свою очередь, подлежат прокурорскому надзору, как акты законоисполнения. Поэтому прокуратура осуществляет надзор за законностью подзаконных актов, а не за их исполнением.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (п.2 ст.21 Закона о прокуратуре) – надзор ограничен в своей наступательности. Здесь мы видим реализацию одной из идей Концепции судебной реформы «запретить производство прокурорских проверок, если не поступило сигнала о правонарушениях и вне рамок вопросов, затронутых в жалобе, заявлении или сообщении, кроме случаев, когда требуется защита безгласного интереса».

Вместе с тем, данное правило имеет исключение. То, что в ст.21 Закона о прокуратуре в предмете надзора исполнение законов отграничено от соответствия законам правовых актов позволяет сделать вывод, что указанное нами ограничение не распространяется на проверку соответствия законам правовых актов, издаваемых поднадзорным органами. Закон об этом прямо не говорит, но в п.3 приказа №195 это четко констатируется: «Надзор за законностью правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительными власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, осуществлять независимо от поступления информации о нарушениях законности».

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. (пункт 2 ст.21, п.2 ст.26 Закона о прокуратуре) Таким образом, у прокурора отсутствуют административные полномочия – это существенное ограничение. Данное обстоятельство подтверждается установленными законом актами прокурорского реагирования – ст.23, 24 Закона о прокуратуре РФ – видна идея – прокурор не вправе принять меры по прямому устранению нарушений закона. Выявив нарушение закона, их причины и условия, прокурор ставит вопрос об их устранении перед тем органом или должностным лицом, в компетенцию которых входит осуществление соответствующих мер. Содержание мер и порядок их реализации определяются данным органом или лицом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.