Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






R ттрттау vnvtmrpuT/га 'wrrrnr\TW*,iY ггпъгяяятрттрй Минигтрпгтгсп TnnrORTTH






разработало проект, в котором задействованы 15 новых стран в Азиатско- Тихоокеанском регионе, Южной Америке и Африке. В соответствии с этим проектом ассортимент экспортной продукции Индии (включающей ранее только и традиционные товары — текстильные изделия, чай, ювелирные изделия, драгоценные камни, которые составили основные статьи экспорта) — расширяется за счет, включения множества промышленных товаров высокой технологии. Индия вступила также на путь более наступательной стратегии маркетинга своей продукции в развитых странах в Европейском Союзе, в США, Канаде и Японии — с особым упором на повышение качества экспортных товаров. Начало этой политики было положено продвижением высококачественных сортов чая “Наргис” на российском и казахстанском рынках. При правительстве Индии был сформирован фонд поощрения качества, содействующий экспорту товаров высокого качества.

В целом осуществление политики либерализации и открытия экономики Индии в 90-х годах позволило увеличить темпы ее роста почти до 7% в 1994- 1997гг., экспорт возрастал в среднем на 20%, значительное снижение импортных тарифов от 100 до 40%, также облегчило развитие торговли.

Этому способствовал стабильный механизм валютного обмена, высокая конкурентоспособность индийских товаров и снижение процентных ставок экспортного финансирования. Эти результаты весьма поучительны и актуальны в ситуации, когда Казахстан, пытаясь решить аналогичные проблемы и задачи в схожих условиях, находится в состоянии поиска выхода из затянувшегося кризиса.

Поэтому в настоящее время в развитии экономического сотрудничества Казахстана с Индией большое значение приобретают вопросы привлечения многолетнего опыта индийских реформаторов по проведению экономических преобразований.

Ликвидация последствий колониальной эксплуатации, преодоление хозяйственной отсталости и скорейшее достижение экономической независимости Индии осуществлялось на путях капиталистических преобразований, отводя государству значительную роль в стимулировании роста.

Доминирующим фактором индийского законодательства в этой связи являлся упор на осуществление планирования всей сферы экономики и обеспечение условий для экономического развития в целях повышения уровня жизни населения.

Индийское руководство в полной мере отдавало себе отчет в том, что ускорение подъема экономика немыслимо без комплексного развития основ инфраструктуры, что в национальных масштабах по силам только государству. Наряду с этим, усматривая в индустриализации ключ к созданию основ расширенного воспроизводства, правительство видело возможности формирования индустриализации, прежде всего в развитии государственного сектора.

При этом курс на развитие государственного сектора обусловлен не только тем, что государство, таким образом, в состоянии обеспечить более быструю аккумуляцию и централизацию капитала в стране и не только определенной слабостью частного предпринимательства в то время, но и нежеланием капиталистов вкладывать средства в отрасли, предполагающие длительный срок созревания и не сулящие быстрой коммерческой отдачи. Вместе с тем, огромная сфера национальной экономики, представленная сельским хозяйством, мелкой и деревенской промышленностью, которая, была реорганизована на кооперативных началах, в подавляющей степени сохранялась за частным сектором.

Дж. Неру неоднократно подчеркивал, что доктрина “свободного предпринимательства” не в полной мере соответствует интересам Индии. Тем самым объективно признавалось, что рыночный механизм не в состоянии в полной мере обеспечить наилучшие условия для направления ресурсов страны в соответствии с потребностями всей экономики. Он мотивировал это тем, что “в настоящее время свободное предпринимательство означает образование монополий, которые препятствуют прогрессу других до тех пор, пока последние не попадут под власть монополий”.2

Выступая в парламенте по поводу принятия первого пятилетнего плана Дж. Неру говорил: “Это, конечно, не означает, что государство берет все в свои руки, так как мы имеем еще и государственный и частные секторы. Но частный сектор должен функционировать в рамках контролируемой экономики.... Отныне частный сектор, - указывал далее Дж. Неру, - должен функционировать в пределах определенного регулирования. Регулирование может осуществляться относительно получаемых дивидендов или прибылей, но этого недостаточно. Мы должны контролировать стратегические участки экономики страны, банковское и страховое дело”.3

Еще более решительно ведущее место госсектора в индийской экономике было определено на съезде партии Индийский Национальный конгресс в Бхубанешваре в январе 1964 года. “Госсектор, - отмечалось в резолюции съезда, - должен играть стратегическую и доминирующую роль в сфере торговли и промышленности”.4

Основным направлением экономической политики индийского руководства, таким образом, становится создание такого плана смешанной экономики, в котором наряду с ростом государственного сектора и проведением определенного государственного контроля и регулирования на основе планирования происходило бы развитие частнокапиталистического сектора. К числу первоочередных условий ускорения экономического подъема Индии относилось обеспечение необходимых материальных и финансовых ресурсов, в первую очередь увеличение масштаба капитала.5

Важность решения названной проблемы была очевидна, учитывая, что национальный доход, являвшийся тогда основным источником накопления в Индии, характеризовался низким уровнем как относительно, так и абсолютно.

Как показал опыт накопления капитала в Индии, других развивающихся странах — это своего рода равнодействующая целого ряда социально- экономических и общественно-политических процессов как внутреннего так и внешнего характера. Причем проблему накопления и финансирования хозяйственного роста страны нельзя решить без реализации адекватной экономической (особенно финансовой) политики государства, соответствующей роли государственного сектора в воспроизводстве капитала и в развитии всего национального хозяйства. И именно тогда, полвека назад Д. Ж. Неру была заложена первооснова экономической политики, обеспечившей экономическую независимость Индии, благодаря которой сегодня эта великая страна смогла полноправно стать в ряд новых индустриальных стран АТР.

Направляя страну на тропу “тигров” правительство Н.Харау, несколько лет назад начало осуществлять долгосрочную поэтапную программу экономических реформ. Она была подготовлена министром финансов М.Сингхом и нацелена на либерализацию экономики, максимальное открытие ее внешнему миру, интеграцию в мировое хозяйство.1 2 3 4 5 6

Пересматривая сложившиеся после завоевания независимости методы государственного регулирования и свои связи с внешним миром, руководство Индии тем не менее бережно относится к тому позитивному, что было накоплено в предыдущий период, потребовавший много сил и от правительства, и от народа для преодоления тяжелых последствий колониальной зависимости.

Важными шагами экономической реформы явились: отмена действовавшей до 1992г. системы, так называемой “лайсеиз радж” - “власти лицензий” - системы многочисленных лицензий на импорт; либерализация валютной системы, замена множественности курса рупии на единый плавающий курс, достижение конвертируемости национальной валюты к 1996 году по счету движения капиталов; новая таможенная политика, постепенное уменьшение импортных пошлин и смена большинства экспортных инвестиций в экономику Индии.

Однако, несмотря на нехватку бюджетных средств, оставаясь приверженным к планированию и проявляя взвешенный подход к преобразованиям, государство продолжает увеличивать прямые государственные расходы на развитие сельского хозяйства, этой ведущей отрасли экономики Индии, исходя из понимания того, что в ином случае будут подорваны и народное благосостояние, и вся экономика, а дальнейший путь к прогрессу будет заблокирован.

Характерной чертой социально-экономических преобразований в Индии является разнообразие подходов в различных регионах, что впрочем, обуславливается национальным многообразием страны и широкими правами каждого из составляющих государство штатов.

Сочетание взвешенности со смелостью подходов, органическая взаимоувязка ближайших и перспективных задач дали основание говорить об успехе индийских реформ. Считается, что благодаря давно существующим и эффективно работающим банковским системам, экономические реформы в Республике Индия проводятся более организованно, демократично и обдуманно, чем в Китае. Убедительным доказательством этого явилось то, что во времена недавнего финансового кризиса в азиатском регионе, других регионах мира, повлиявшего на валюты целого ряда государств, индийский “слон” продемонстрировал свою устойчивость, оказался вполне стабильным.

[1] Внешнеэкономическая деятельность Республики Казахстан. Статистический сборник. Алматы, 1999, 338 с.

[1] Ajit Roy. Planning in India. Calcutta, 1965. P. 450

[1] “Planning and Development, Speeches of Yawaharlal Hechru, 1952-1956”, New Delhi, 1956. P. 8, 11.

[1] “New Age ”, New Delhi, 8.111. 1964.

[1] “Проблема ресурсов, - отмечала Плановая комиссия Индии, - является основной для всего вопроса планирования ”. (“The First Five Year Plan ”, New Delhi, 1952. P.47)

[1] Сатубалдин C.C. “Драконы” и “тигры” Азии: сможет ли казахстанский “барс” пройти их тропами? Алматы, Гылым, 1998. 600с.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.