Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы цветовой гармонизации






Пространство интерьера, тесно контактирующее с человеком, обусловлено необходимостью поиска гармоничных цветовых соотношений в построении формы.

Поиск цветовой гармонии в объемно-пространственной форме сложнее, чем решение на плоскости. Здесь форма рассматривается из различных точек обозрения, имеющих свой собственный ракурс, или даже при движении зрителя. Потому соотношение цветовых элементов формы будет меняться, что, соответственно, будет влиять на степень гармоничности.

Работа над выявлением цветовой формы, учитывающей поиск гармоничных связей, осуществляется поэтапно.

I этап. Исследование природно-климатических условий.

Определение цветовых предпочтений местной культуры.

Результат работы: палитра цветовых предпочтений и таблица цветовых контрастов.

II этап. Поиск концептуального решения цветовой формы.

На основе выводов первого этапа и функционально-образных представлений композиционного построения объекта вырабатывается концептуальное цветовое решение формы.

Результат работы: палитра основных цветов, цветовая структура в общем виде. Задача решается с помощью концептуального цветового макета объекта и цветовых фор-эскизов.

III этап. Разработка композиционного построения формы.

Результат работы: цветовая структура цветовой формы, с учетом динамики ее восприятия; общая цветовая палитра, палитра акцентных цветов. Цветовая таблица красочных средств и материалов, фактурных и структурных характеристик их поверхностей.

Работа строится на плане, развертках и ряде перспектив определенных видовых точек.

Для решения визуализации дизайнерского проекта необходимо использовать компьютерные программы: PhotoShop, Corel Draw, 3d Max. Для обучения колористике существует специальная программа – цифровая палитра NCS Palette 2.1., основанная на цветовой модели NCS (см. с. 87, прил. 1; с. 92).

Подбор цветов элементов цветовой формы интерьера определяется образно-художественным замыслом и функциональной целесообразностью.

Визуально освоение пространства интерьера, даже при передвижении в нем, можно получить посредством выбора ряда видовых точек. Их визуальные представления являются частями целого – общей картины интерьера. Гармонизация цветовой формы интерьера осуществляется через поиск цветовой гармонии в каждой видовой точке, с учетом их взаимосвязей.

Работа дизайнера по гармонизации сводится к решению степени контрастов цветовых элементов, выбору фактур и текстур их плоскостей и поиску количественных соотношений цветов цветовых элементов.

Степень контрастов. Изменение цветовых контрастов, т.е. их увеличение или уменьшение, происходит в результате изменения качества цветового тона, насыщенности и светлоты цветовых элементов, подбора фактуры и текстуры их поверхностей.

Фактура – рельеф поверхности, текстура – рисунок строения материала, представленный на поверхности. Фактура, текстура и цвет взаимосвязаны. Грубая фактура или активная текстура придают цветовой плоскости активный характер. Но грубая фактура нейтрализует действие цвета, его насыщенность уменьшается.

Количественное соотношение. При поиске количественных соотношений цветов необходимо учитывать, что количество цвета равно произведению площади поверхности на насыщенность. Значит, количество цвета зависит от формы объекта, насыщенности цвета, фактуры поверхности, характера освещения. В некоторых случаях важно и расстояние до цветовой поверхности.

Способы увеличения и уменьшения контрастов:

1. Насыщенный цвет на фоне своего дополнительного цвета – максимальный хроматический контраст.

2. Уменьшение насыщенности одного или обоих дополнительных цветов – уменьшение хроматического контраста.

3. Расположение цвета на фоне родственного цвета – контраст уменьшается.

4. Хроматический контраст сильнее заметен, когда оба цвета имеют одинаковую светлоту.

5. Чем больше разность светлот цветов – светлотный контраст увеличивается, чем меньше разность светлот – контраст уменьшается.

6. Максимальный светлотный контраст между черным и белым.

7. Любой контур изменяет контраст цветовых объектов в ту или иную сторону.

8. Большая разница площадей цветового объекта и фона – цветовой контраст увеличивается.

9. Контраст цвета объекта с цветом фона увеличивается, если у объекта увеличивается длина периметра конфигурации.

10. Продолжительное время восприятия контраста уменьшает его действие.

11. Контраст цвета объектов может увеличиваться, если поверхности объектов стремятся увеличить разницу по характеру фактуры или текстуры.

12. Контраст цвета объектов может уменьшиться, если объекты значительно удалены от наблюдателя.

13. При изменении силы светового потока цветовой контраст может измениться. При интенсивном освещении, как и при низкой освещенности, цветовой контраст уменьшается.

14. Расположенные на гранях куба цвета выглядят контрастнее, чем на гранях многогранника.

15. Цветовой контраст присутствует между цветами плоскостей формы интерьера, которые расположены, как во фронтальном, так и ракурсном положении относительно наблюдателя. Цвета плоскостей, расположенных фронтально относительно наблюдателя, действуют активнее.

Гармония – это равновесие сил.

Основные принципы построения цветовой гармонии:

1. Цветовая гармония строится на основе взаимно-дополнительных цветов. Динамичная связь этих цветовых элементов, изменение их качества и количества дает несколько вариантов гармоничных сочетаний.

2. Цветовая гармония на цветовой триаде. Триада насыщенных цветов, так и равнозначное изменение качеств этих цветов дают гармоничные сочетания.

3. Цветовая гармония родственных цветов. Гармония строится на изменении нюансных характеристик одного цвета, связи разных цветов одинаковых или близких характеристик.

4. Гармония ахроматическая. Гармония строится на основе количественных отношений тонов.

5. Гармония ахроматических с хроматическими цветами, гармония любых хроматических цветов. Гармония строится на основе поиска светлот, насыщенностей и площадей тонов.

Для поиска гармоничных отношений цветов с помощью цветового круга можно воспользоваться другими способами построения цветовой гармонии, представленных в учебном пособии «Цветоведение» (Лашкевич В.Н., 2012.). Это способ хроматических интервалов и способ геометрических схем (по Иттену).

Для гармонизации четырех цветов можно построить гармонизаторПономаревой. Принципы его построения и использования представлены в прил. 2 (Агранович-Пономарева Е.С., Литвинова А.А., 2002) (см. с. 88, прил. 2; с. 92).

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм.– М.: Прогресс, 2007.

2. Агранович-Пономарева, Е.С. Архитектурная колористика: практикум [Текст] / Е.С. Агранович-Пономарева, А.А. Литвинова. – Минск, 2002.

3. Бреслав, Г.Э. Цветомедетация: механизмы и техника коррекции / Г.Э. Бреслав. – СПБ: Речь, 2007.

4. Виноградов, Я.П. Цветовое моделирование архитектурного пространства [Текст] / Я.П. Виноградов. – М., 1983.

5. Волкова, Н.Ю. Формирование цвето-композиционных решений фасадов жилых домов и комплексов [Текст] / Н.Ю. Волкова. – М., 2009.

6. Ефимов, А.В. Формообразующее действие полихромиив архитектуре [Текст] / А.В. Ефимов. М.: Стройиздат, 1984.

7. Ефимов, А.В. Колористика города [Текст] / А.В. Ефимов. – М.: Стройиздат, 1990.

8. Иконников, А.В. и др. Эстетические ценности предметно-пространственной среды [Текст] / А.В. Иконников.– М.: Стройиздат, 1990.

9. Иттен, И. Искусство цвета [Текст] / И. Иттен – М., 2001.

10. Козырева, О.А. Колористика архитектуры второй половины XX – начала XXI веков в системе архитектурного образования [Текст] / О.А. Козырева. – М., 2010.

11. Лашкевич, В.Н. Цветоведение [Текст]: учеб. пособие /В.Н. Лашкевич – Ростов н/Д: ИАрхИ ЮФУ, 2012.

12. Малевич, К. Черный квадрат [Текст] /К. Малевич. – СПБ: Азбука, 2012.

13. Малевич, К. Каталог выставки [Текст]/К. Малевич. – Л., 1988.

14. Степанов, Г.П. Композиционные проблемы синтеза искусств [Текст] / Г.П. Степанов.– Л.: Художник РСФСР, 1984.

15. Сарабьянов, Д.В. Стиль модерн [Текст] /Д.В. Сарабьянов. – М.: Искусство, 1989.

16. Филин, В.А. Видеоэкология и архитектура [Текст] / В.А. Филин.– М., 1995.

17. Фрилинг, Г. Человек – цвет – пространство [Текст] / Г.Фрилинг, К. Ауэр. – М.: Стройиздат, 1973.

18. Хан-Магомедов С.О. У истоков суперграфики и колористики [Текст]/ С.О. Хан-Магомедов // Некоторые проблемы развития отечественного дизайна. – М., 1983.

19. Яньшин П.В. Психосемантика цвета [Текст] / П.В. Яньшин. – СПБ: Речь, 2007.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.