Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цветовые особенности архитектуры и дизайна






Колористика предметно-пространственной среды – это целостная система множества цветовых элементов природного окружения с внесенными в нее цветами объектов, создаваемых человеком – архитектуры, дизайна, скульптуры, произведений монументально-декоративного искусства, объектов промышленного дизайна и других составляющих.

Проблемы колористики архитектуры, архитектурной среды последовательно и всесторонне были рассмотрены в исследованиях Ефимова А.В. (Ефимов А.В., 1984, 1990). Его работы наиболее убедительны в постановке проблем и представлении выводов и сегодня. Поэтому в настоящем пособии позволим себе опереться на эти работы.

Архитектура – наиболее обширная сфера деятельности, создающая материально-пространственную и художественно-эстетическую основу искусственно создаваемой предметно-пространственной среды. Она имеет значительные площади цветового поля колористики среды. Формы архитектуры – статичны, материал долговечен. Жизнь архитектурных зданий и сооружений несравненно длительней, чем, например, у объектов дизайна.

Природная цветовая среда обладает динамикой, цикличностью, разнообразием. Цветовая динамика природного окружения позволяет поддерживать в среде ритм цветовых перемен, который обеспечивает привычный ритм жизнедеятельности человека, побуждающий к эстетическим переживаниям. И если в природе происходит цветовое саморегулирование, то в искусственной среде этого не наблюдается.

Сегодня, когда урбанизация процветает, динамичность цветовой среды города снижается по мере уменьшения количества естественных элементов. Кроме того, колористика архитектуры должна отвечать не только цветовой реакции природы, но вынуждена соответствовать изменяющимся социально-культурным условиям. Это обстоятельство заставляет искать пути преодоления цветовой статичности архитектуры. Возможно, реальный путь – это развитие в архитектурной полихромии цветовой динамики.

Объекты дизайна архитектурной среды также широко и активно участвуют в создании предметно-пространственной среды. Они приспосабливают среду функционально для нужд человека. Ее элементы вступают непосредственно в контакт с человеком. Полихромия объектов дизайна в наше время стала активной. Графический дизайн, одежда, предметы быта оказывают сильное влияние на объекты городского дизайна, которые стали обладать широкой цветовой палитрой, контрастными сочетаниями цветов. Эта активная полихромия, вошедшая в конфликт с геометрией формы, порождает новое цветопластическое качество. Жизнь элементов дизайна намного короче, чем у архитектуры, и изменение полихромных качеств достаточно частое. Но современный пик амплитуды изменений полихромии дизайна побуждает архитектуру к изменению своей полихромии, приданию ей качеств цветовой динамики. На необходимость этих изменений указывает и такое социально-культурное явление, как граффити, имеющее в своей сути спонтанную природу.

Пестрота и монотонность раздражают человека как полярные состояния среды. В связи с изменением социально-экономических условий в нашей стране среда города приобретает хаотичный характер. Сегодня это большей частью за счет различных торговых павильонов, рекламных установок, многочисленных автомобилей, расставленных вдоль узких улиц старых городов. С увеличением количества этих объектов, хаотичность приобретает черты монотонности. Кстати, ощущение монотонности навязано еще предыдущим периодом господства типовой архитектуры.

Одна из важных функций цвета, которая осуществляется в архитектуре, – это средство сохранения и создания экологически чистой визуальной среды.

Видеоэкология опирается на концепцию об автоматике саккад – свойства глазодвигательного аппарата человека совершать быстрые движения глаз непроизвольно в определенном ритме. Это происходит, как в бодрствующем состоянии, так и во время сна (Филин В.А., 1995).

Гомогенные поля (однородные, монотонные) лишают глаз возможности фиксации взгляда, что ведет к ощущению дискомфорта, а затем и к нарушению физиологических норм – автоматии саккад, целостности сенсорного и двигательного аппаратов, бинокулярного зрения. Многоцветие, где не учитываются нормы восприятия, также можно рассматривать как пример гомогенности в условиях городов.

Агрессивные поля – это поля, состоящие из множества одинаковых элементов, равномерно рассредоточенных на плоскости. Большое количество одинаковых окон на огромной стене многоэтажного дома, например, вызывает неприятное ощущение в силу того, что в зрительной зоне коры больших полушарий затруднено формирование единого зрительного образа на основе однообразной информации, идущей от правого и левого глаза.

Автоматия саккад нарушается вследствие ухудшения визуальной среды, вызванного особенностями урбанизированного пространства. Гомогенные и агрессивные визуальные поля, изобилие прямых линий, прямых углов и больших однотонных плоскостей в архитектуре современных городов составляют неблагоприятную среду. Это приводит к росту числа психических заболеваний, увеличению количества людей, страдающих близорукостью и к ухудшению нравственности.

Как монотонность, так и визуальный хаос – неприемлемые для человека состояния. Потому важной задачей колористики является поддержание необходимого баланса между полихромией и монохромией, насыщенностью и разряженностью цветового окружения, его статикой и динамикой.

Рассматривая видеоэкологию достаточно широко, следует учитывать вопросы, касающиеся создания общей благоприятной психологической атмосферы для человека.

Тема ночного освещения городов также важна для формирования колористики среды, тем более что цветное освещение уже используется достаточно активно. Современная жизнь устроена так, что город функционирует и ночью. И потому обязательным элементом городской среды является его освещение в темное время суток.

Формирование искусственной световой среды требует решения ряда задач:

- создание комфортных, экологичных зрительных условий для пешеходов и водителей транспорта;

- обеспечение архитектурно-художественной выразительности городских ансамблей и объектов;

- создание благоприятной световой атмосферы в жилых районах.

Надо учитывать, что в освещении города есть определенная вероятность присутствия элементов гомогенности или агрессивности световой среды. Например, необходимо учитывать специфику освещения городских районов, где расположены жилые дома. Здесь агрессивность световой среды выражается в направлении прямого или отраженного света в ночное время в окна жилых зданий. Это не способствует созданию условий для эффективного отдыха – полноценного сна, который создает основу для психофизиологического равновесия организма человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.