Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физическое воспитание ребенка в возрасте до одного года






 

В прежние времена новорожденные нередко подвергались самым неверо-ятным испытаниям. Дитя могло родиться зимой в пути, на 30-40 – градусном морозе, когда мать ехала на оленях в соседний поселок. Так, тунгуски нередко разрешались от бремени во время перекочевки, под открытым небом и при со-рокаградусном морозе. У них рождение ребенка вообще не считалось событи-ем, а простым физиологическим актом.

 

У финнов и русских, например, ребенок рождался (и жил затем целую не-делю) в бане, где температура могла быть +50оС. Считалось, что тогда все тка-ни тела становятся мягкими и очень легко проходят роды. Новорожденный вы-держивал и жару, и свирепый мороз. Диапазон температур 90оС.

 

А после рождения? У одних народностей был обычай окунуть детей в прорубь, у других обтирать снегом или обсыпать...солью.

 


 

Младенец выдерживал все.

 

Секрет такой надежности человеческого организма заключается в “прин-ципе функциональной избыточности”. Например, аорта выдерживает давление в 20 атмосфер, хотя сердце даже у гипертоника не может создать давление бо-лее 0, 3 атмосферы. Другой пример: чтобы человек не умер от кровотечения, в его крови в 500 раз больше тромбина (вещества, вызывающего свертывание), чем надо для свертывания крови и т. д. Итак, ребенок родился! Главное, конеч-но, первое кормление. Во многих странах принято первый раз прикладывать ребенка к груди еще в родильной комнате, буквально через 15-20 мин после рождения. Почему это важно? Всасывание капелек молозива ребенком, оказы-вается, помогает созреванию молочной железы, и тогда молоко приходит во-время. Раннее прикладывание к груди резко снижает вероятное заболевание маститом. А у ребенка сразу начинает хорошо работать желудок, так как со-держащиеся в молозиве ацидофильные палочки обсеменяют кишечник и т. п. Главное же достоинство молозивного молока - повышенное количество имму-нобиологических компонентов. Поэтому дети, получающие его, менее подвер-жены инфекционным заболеваниям. Вероятность же появления диатеза падает во много раз.

 

В организме новорожденного, находясь как бы на взводе, готово к пуску множество различных систем, органов, приспособительных и защитных меха-низмов, регуляторов и рефлексов. Сразу после рождения ребенку надо дышать, пытаться поддерживать постоянную температуру тела, чередовать сон и бодр-ствование и т. п. Если, например, ребенок при рождении попадает в жару, включаются терморегуляторы, т. е. средства, спасающие организм от перегре-вания, а если в холод, то от переохлаждения: в случае необходимости включа-ется система иммунитета. А включение в работу означает и развитие, и укреп-ление.

 

Наши предки крестили новорожденного в холодной воде и этим заставля-ли работать терморегуляторы в самом напряженном режиме. А сейчас в ро-

 


 

дильном доме его купают в воде с температурой 37°С, заворачивают в сте-рильные пеленки. И огромное количество приспособительных и защитных ре-акций оказывается ненужным и в бездействии начинают быстро ослабевать в силу закона “свертывания функций за ненадобностью”. А через 1, 5-2 мес. “сте-рильных” условий жизни ребенку будут опасны и струя свежего воздуха, и хо-лодные пеленки, и некипяченая вода в ванной.

 

Поэтому закаливание является первейшим средством физического воспи-тания ребенка. Уже в первые дни пребывания дома целесообразно оставлять его в комнате голеньким, так чтобы в сумме это время составляло от одного до 3-4 ч. Это можно делать во время кормления. Ежедневное купание, а также об-тирание холодной водой способствуют закаливанию. Сильнодействующая, простая, экономная процедура, применяющаяся у всех народов и во все време-на - это ходьба босиком. Дело в том, что на подошвах неизмеримо больше “хо-лодовых” и “тепловых” точек, чем где-либо на поверхности тела, и они мгно-венно дают сигналы к запуску всех систем терморегуляции. Следующим нема-ловажным фактором является солнце. Солнце - лучшее естественное средство борьбы против малокровия и рахита.

 

Что касается движения, то люди, по-видимому, никогда еще широко не пытались полностью использовать те огромные возможности, которые предос-тавляет в этом отношении природа только что родившемуся человеку.

 

Новорожденный обладает целым комплексом двигательных рефлексов. Сразу после рождения он может не только сосать (сосательный рефлекс) и ми-гать (мигательный рефлекс), но и стоять (опорный), и ходить (шаговый), и пла-вать (плавательный), и висеть (рефлекс Робинзона), и ползать (ползанья).

 

Все эти рефлексы, а не только сосательный рефлекс, целесообразно ис-пользовать в физическом воспитании ребенка с первых дней жизни.

 

Младенец, если ему попадает в ладошку палец взрослого, крепко цепля-ется за него, и требуется дополнительное усилие, чтобы этот палец потом вы-свободить. Это “обезьянье” упражнение очень нравится малышам и заставляет

 


 

их напружиниваться, садиться, вставать, сидеть, висеть, что в свою очередь ук-репляет мышцы его спины, живота, рук и ног, и главное стимулирует проприо-цепторы кисти.

 

Если младенца поставить на ножки (естественно с поддержкой), то ноги его напружинятся, и он весь выпрямится. Бытует мнение, что нельзя ставить ребенка в первые месяцы жизни, так как у него очень слабые хрящики и ноги могут стать кривыми. Однако если дать этим “хрящикам” оптимальную нагруз-ку, которая определяется их врожденной способностью выдерживать вес собст-венного тела, то они из слабеньких делаются сильными и развиваются нор-мально. Именно нагрузка, движения выпрямляют кости, а бездействие грозит слабостью и разного рода искривлениями и отклонениями от нормы.

 

Важно отметить, что мышцы младенца напрягаются и тогда, когда бе-решь его прохладными руками или умываешь холодной водой. Тот же эффект получается, если обращаешься с ребенком энергичнее, смелее, но не грубее (брать на руки, пеленать, переворачивать) - малыш в ответ напружинивается, как бы желая помочь и проявляя собственную мышечную способность.

 

“Плавать раньше, чем ходить! ” Увлечение это не проходит, как мода, а непрерывно растет. Дети, начавшие плавать с рождения, намного крепче своих “сухопутных” и лежачих сверстников, у которых плавательный рефлекс так и остается неиспользованным.

 

Итак, врожденные рефлексы способствуют развитию функциональных систем организма, обеспечивающих его двигательную деятельность.

 

Подводя итог, важно отметить, что включение в напряженную работу скелетно-мышечной системы ведет к совершенствованию всех органов и сис-тем - к созданию тех резервов мощности и прочности организма, которые опре-деляют меру крепости здоровья.

 

Движение является одним из главных источников развития ребенка и в более позднем возрастном периоде. А резервы, заложенные в двигательной сфере его, огромны. Так, с 1, 5-2-х лет малыш свободно может поспевать за

 


 

взрослым при ходьбе, а его возят в коляске и в 3, и в 4 года, тем самым, унич-тожая в ребенке желание двигаться. А ведь бег, ходьба для нормальных детей - удовольствие, самый естественный и приятный способ движения.

 

Древние греки высекли когда-то на камне: “Хочешь быть здоровым - бе-гай. Хочешь быть красивым - бегай. Хочешь быть умным - бегай”. Ну, со здо-ровьем и красотой вроде бы все понятно, а вот с интеллектом.

 

Вернемся к врожденным рефлексам. В Мюнхене был проведен экспери-мент, в результате которого все 750 малышей, научившиеся плавать раньше, чем ходить, по уровню умственного развития оказались выше среднего. Оказы-вается, движения, особенно движения пальцев руки, сами по себе сильно сти-мулируют развитие мозга, разных его отделов. Возьмем, к примеру, детей аф-риканок, которые обычно носят новорожденных за спиной. Ребенок постоянно при матери: во время ходьбы, любой работы и т. п. То, что видит она, видит и он. И что же? Африканские двухлетние малыши по интеллектуальному разви-тию намного обгоняют своих европейских сверстников из цивилизованного общества.

 

Подводя итог, определим задачи физического воспитания детей с пози-

 

ции психофизиологии:

 

1. Развитие реакций выпрямления и равновесия, т. е. так называемого по-стурального механизма, обеспечивающего правильный контроль головы в про-странстве и по отношению к туловищу. При помощи этих реакций происходит выравнивание головы, шеи, туловища и конечностей. Реакции выпрямления и равновесия тормозят неправильные позы и движения и играют основную роль в сохранении мышечного тонуса умеренной интенсивности, который должен быть достаточным, чтобы противостоять силе земного притяжения и обеспечи-вать необходимую фиксацию для движений, и в то же время не настолько вы-соким, чтобы затруднять движения.

 

2. Развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности.

 

3. Развитие зрительно-моторной координации.

 


 

4. Торможение и преодоление неправильных поз и положений. Без специ-альных упражнений ребенок ощущает только свои неправильные позы и дви-жения, что тормозит развитие двигательных систем головного мозга.

 

5. Повышение общей подвижности.

 

Процесс развития двигательных функций должен базироваться на сле-дующих закономерностях:

 

1. Становление двигательных навыков идет по пути преемственности и поэтапности. Для овладения той или иной функцией в полном объеме развитие ребенка должно пройти несколько этапов, во время которых происходит за-кладка фундамента будущих функций. Например, для того чтобы сидеть, ребе-нок должен научиться держать голову и выпрямлять спину (табл. 5.1).

 

2. Последовательные стадии в развитии двигательных функций перекры-вают друг друга. Ребенок, совершенствуясь в выполнении одних двигательных навыков, одновременно начинает осваивать другие. Например, полугодовалый малыш тренируется в выпрямлении спины и в поворотах головы и в то же вре-мя пытается овладеть навыком сидения.

 

3. В ходе сенсомоторного развития возникает и далее реализуется воз-можность дифференциации и изоляции некоторых движений. Например, у ре-бенка постепенно формируется умение свободно поворачивать голову без уча-стия в этом туловища.

 

4. Развитие и совершенствование движений начинается от головы к верх-ним, а затем к нижним конечностям (цефало-каудальный принцип развития мо-торики). Координация двигательных навыков развивается по этому же принци-пу, поэтому контроль за положением головы формируется раньше, чем за по-ложением ног (рис. 5.1).

 

5. Развитие двигательных функций совершенствуется от проксимального

 

к дистальному направлению, т. е. движения частей тела, расположенных ближе

 

к средней линии тела, совершенствуются раньше, чем движение в более уда-

 

 


 

ленных областях. Например, контроль за движением плеч устанавливается раньше, чем контроль над движениями пальцев рук.

 

Рис. 5.1. Последовательность формирования движений у ребенка: 1) головы; 2) рук и плечевого пояса; 3) туловища; 4) ног; 1-2-3-4 – совместных движений

 

 

    Таблица 5.1
    Этапы моторного развития ребенка
     
Этап Возраст Показатели моторного развития
     
     
  Момент рожде- Формирование контроля над положением головы и
  ния до 4 мес. возможности ее свободной ориентации в пространстве

 

2 4-6 мес. Освоение начальной функции сидения

 

3 6-8 мес. Освоение ползания

 

4 8-12 мес. Развитие двигательных механизмов, необходимых для

 

вставания и сохранения положения стоя 5 12-18 мес. Самостоятельная ходьба, но с участием рук для сохра-

 

нения равновесия тела

 


 

    Продолжение табл. 5.1
     
     
     
  18-24 мес. Совершенствование самостоятельной ходьбы с осво-
    бождением рук для манипулятивной деятельности во
    время передвижений
     
  24-30 мес. Совершенствование тонких движений, способствую-
    щих развитию предметно-практической деятельности
    и на ее основе формированию представлений о вели-
    чине, форме предметов, об их положении в простран-
    стве
     

 

 

Основными средствами реализации закономерностей нормального двига-тельного развития являются выпрямительные реакции и реакции равновесия. Реакции равновесия наряду со статокинетическими рефлексами составляют ос-нову развития двигательных функций. Развитие двигательных функций тесно связано с представлением о схеме тела, которое формируется, прежде всего, на основе ощущений его положения и перемещения. Выполнение любого произ-вольного движения зависит от проприоцептивной регуляции (мышечно-суставной чувствительности).

 

Методика обучения детей грудного возраста плаванию

 

Начинать практические занятия в ванне с совершенно здоровыми детьми можно в середине первого или в начале второго месяца после рождения ребен-ка. Однако не нужно обучать малыша классическому кролю, брассу и т. п., они сложны и недоступны младенцу. Ими можно будет заняться через 2-3 года, ко-гда ребенок подрастет. А пока придется обучать такому способу плаванья, ка-кой “подскажет” сам малыш. В основе его будут лежать наиболее удобные для ребенка и инстинктивно выполняемые им самим движения.

 

Конечная цель - в течение 9-12 месяцев научить ребенка:

 

1. Самостоятельно держаться на поверхности воды в течение 20-30 мин.

 

2. Нырять на небольшую глубину, плавать под водой в течение 7-8 с.

 


 

Во время занятий следует соблюдать следующие условия: создавать у ре-бенка только положительные эмоции, чтобы не вызвать страха, нельзя созда-вать обстановку полной тишины и одиночества, не допускать у ребенка утом-ления или замерзания, ванна должна быть тщательно вымыта и продезинфици-рована, лучшим тренером является мать, затем отец и т. д.; уроки следует про-водить в одно и то же время: ни в коем случае нельзя торопиться и проходить материал в более сжатые сроки. Всего за весь год обучения ребенок пройдет

 

150-200 уроков.

 

В первые четыре месяца проводится закаливание, воспитывается привыч-ка к воде. Время тренировки следует увеличивать с 5 мин (на первых трех заня-тиях) до 10 (к 15-му занятию), а потом прибавлять по 30 с или минуте на каж-

 

дом уроке. Температура воды на первых занятиях может быть 37оС, на 5-м–

 

36, 5, на 9-м – 36, на 14-м – 35, 5, на 20-, 35-м и на 24-м – 34оС. Эти цифры ориентировочные.

 

В первом периоде обучения нужно осваивать и научиться применять 6 способов поддержки ребенка в воде:

1. Тело ребенка поддерживается двумя руками: левой ладонью - головка ребенка, правой - сверху вниз обхватывается (с наружной стороны) область та-зобедренных суставов ребенка. Этот способ применяется на первых 15 занятиях

 

и во всех случаях, когда ребенок начинает в воде капризничать.

 

2. “Солдатиком” - усложненный вариант первого способа. Правая рука не обхватывает ребенка, а подхватывает снизу в области таза и поясницы. Приме-няется на 5-15-м занятиях и при обучении нырянию.

 

3. “Люлька” - поддержка только левой рукой. Головка ребенка покоится на локтевом суставе, а туловище и таз - на предплечье и ладони. Правой рукой можно поиграть с малышом. Этот способ применяется на 8-20-м занятиях.

 

4. “Вдоль ванны” - положение ладоней следующее: мизинцами внутрь большие пальцы снаружи - они плотно смыкаются друг с другом и все пальцы

 

 


 

выпрямляются. Образуется широкое и гибкое ложе, которое может приспосо-биться к форме таза, спины и головки ребенка.

 

5. “Головка назад” - повторяет четвертый способ. Вначале второго заня-тия ладони учителя подводятся под бедра ребенка, потом (два занятия) - под таз. Затем под спинку и, наконец, только под головку. Ладони учителя находят-ся под спиной ребенка, на лучезапястных суставах и нижних частях предплечья покоится головка.

 

6. “Проволакивание” - головка ребенка поддерживается правой или левой рукой. Вначале на слегка согнутой ладони лежит затылок ребенка, а затем опо-рой служат кончики трех-четырех пальцев. Ребенок за счет усилий руки учите-ля проволакивается вдоль ванны.

 

Во время занятий должны соблюдаться следующие правила:

 

- все отведенное время следует держать ребенка, чтобы он чувствовал действие воды на всю поверхность тела;

 

- сохранять горизонтальное положение так, чтобы, затылок, шея и спина лежали в одной плоскости;

 

- поддержка всегда должна быть минимальной; - при любом способе поддержки нужно создавать максимально выгодные

 

условия для движения руками и ногами; - рядом с ребенком должны плавать игрушки.

 

К 15-му уроку вы должны освоить пять способов поддержки и научить ребенка держаться на воде с вашей помощью. 15-й урок является тестовым и поэтому его целесообразно привести полностью:

 

Продолжительность 10 мин. Температура воды 36оС.

1. Взять ребенка первым способом поддержки и войти в ванну. Взять его вторым способом и раскачивать в диапазоне 40-50 см в течение 1, 5 мин, посте-пенно увеличивая скорость раскачивания.

 

2. Пауза - 30 с. Держать ребенка третьим способом.

 


 

3. Упражнение в четвертом способе поддержки. С помощью движения рук, сгибая и разгибая туловище в стороны заставить ребенка выполнять боко-вые колебания со скольжением по воде в диапазоне 60-80 см в течение 2 мин.

 

4. Упражнение в пятом способе поддержки (“головкой назад”). Выполня-ется так же, как и предыдущие, в течение 2 мин.

 

5. Упражнение в усложненном пятом варианте: способ поддержки (одной рукой) - 3 мин.

 

6. Активный отдых - 30 с. Поиграть с ребенком.

 

 

Любимые упражнения детей, обязательные для составления программ физического совершенствования

 

Когда ребенок занимается любым видом деятельности, им движут два мотива - это интерес и игра. В процессе выполнения движений у ребенка есть семь любимых упражнений, которые он с удовольствием выполняет:

 

1. Вис. Даже 3- месячный ребенок жадно тянется к перекладине, уста-новленной в кроватке, хватается за нее и начинает вставать. Для начинающего ходить перекладина – дополнительная опора. А малыш постарше любит пови-сеть на ней (забор, дерево и т. п.).

 

2. Качание. Вначале на руках матери, потом на качелях детских площа-

 

док.

 

3. Катание с горы на санках, лыжах, на коньках - любимое развлечение детей. Оно похоже на качание, но здесь необходимо еще и сохранять равнове-сие.

 

4. Вращение. Стоит ребенка взять на руки и быстро начать вальсировать, как он от удовольствия закроет глаза и начнет смеяться. Дети часто просят по-крутить их за ручки. Все детские парки насыщены различными каруселями.

 

5. Равновесие. Детей не оставляют равнодушными ни рельсы, ни дощечка через канаву. Им очень нравится пройти именно по ним.

 

 


 

6. Прыжки. Овладев хождением, ребенок обязательно пытается прыгнуть, а, залезая выше, спрыгнуть. Девчонки могут прыгать на скакалке часами. На речке все отвесные берега усыпаны прыгающими мальчишками и т. п.

 

7. Лазание. Малыш залезает на горку, на дерево с целью покачаться, а за-тем спрыгнуть и т. п., и делает это он с удовольствием.

 

Как можно удовлетворить потребность малыша в этих естественных для него движениях? Это возможно при помощи элементарных приспособлений, установленных в квартире.

 

В коляске или кроватке трехмесячного ребенка установить турничек и повесить на него игрушку. В проеме дверей можно установить съемную пере-кладину, малыш подходит к перекладине, тянется к ней, ухватившись, пытается поджать ножки и повиснуть. Это первое упражнение детей годовалого возрас-та. Страховка не требуется.

 

Другой снаряд для виса - кольца. Хотя и являясь подвижной опорой, они привлекают годовалых ребят не меньше, чем перекладина.

Помимо поджатия ножек, малыши выполняют еще одно упражнение, ус-ловно назовем его “вертолет”. Взявшись за кольца, ребенок начинает закручи-ваться в какую-либо сторону, а затем, когда веревки сплетаются в один жгут, ребенок поджимает ноги, жгут с ускорением начинает раскручиваться, вращая малыша все быстрее и быстрее.

В комплекс снарядов для физических упражнений включают качели. Уп-ражнение на них способствует развитию вестибулярного и двигательного аппа-ратов. Важно, чтобы ребенок сам залез на качели. Нельзя его раскачивать силь-но, он сам знает, с какой амплитудой и в каком темпе необходимо раскачивать-ся.

 

Хорошим снарядом для качания в вертикальной плоскости являются вер-тикальные качели, которые состоят из упругих резиновых жгутов, прикреплен-ных к потолку и к поясу ребенка. Натяжение их можно подобрать таким обра-зом, чтобы при приземлении оно было равно весу ребенка.

 


 

В спортивном уголке дома можно предусмотреть такой снаряд, как горка, наклоненная к полу под углом 30 градусов.

 

Упражнений, связанных со скольжением по горке, можно придумать много. Основной целью является научиться соскальзывать в вертикальной стойке.

 

Другие снаряды: гимнастическая стенка, батут, шест, канат, также можно легко установить в комнате малыша.

 

Итак, в основе семейного физического воспитания лежат, прежде всего, педагогические воздействия на ребенка со стороны родителей. Направленность этих воздействий должна быть на три функциональные системы, условно назо-вем их: «Кисть», «Стопа», «Вестибулярный аппарат». Главным условием явля-ется учет психофизиологических закономерностей развития малыша и его по-требности в движениях.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.