Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Введение. Наука и научное познание.

 

1. Понятие науки. Аспекты бытия науки, ее функции.

2. Уровни научного познания, их взаимосвязь.

3. Методы научного познания, классификация.

4. Формы научного познания: научный факт, проблема, гипотеза, теория.

 

1. Существует несколько определений науки, отражающих различные аспекты ее бытия.

Во-первых, наука – это система знаний, то есть совокупность истинных объективных знаний, лишенных личностных особенностей тех, кто эти знания добывал.

Во-вторых, наука – это специфическая познавательная деятельность. В этом случае необходимо учитывать личностные особенности исследователей, межличностные отношения в научном сообществе, мировоззрение и нравственные установки ученых. Здесь возникает проблема социальной ответственности ученых за свои действия.

В-третьих, наука представляет собой вид духовного производства, являясь частью культуры. В этом аспекте на первый план выходят исторические и социокультурные характеристики научной деятельности.

Научное познание находится в сфере гносеологии и эпистемологии. Гносеология рассматривает науку как систему знаний в ее логических характеристиках. Эпистемология учитывает все факторы, влияющий на научное познание и опирается на все вышеуказанные аспекты. При этом привлекаются результаты психологии и логики научной деятельности, социальной психологии и социологии науки, истории науки, теория и истории культуру, эвристики и т.д.

Специфика науки и научной деятельности заключается в следующем: наука представляет собой изучение объектов, которые: могут быть включены в деятельность человечества /либо актуально, либо потенциально/, и их исследование, как подчиняющихся объективным законам. Этим наука отличается от религии, не обладающей перечисленными признаками. Наука и религия не противостоят друг другу, так как у них не пересекающиеся функции. Если науку интересуют знания о природе и человеке, то религию – нравственные проблемы. Наука отличается от морали и права тем, что основной задачей последних является не отражение объективной и субъективной реальности, а воздействие на эту реальность. Если основным, критерием научной рациональности: является непротиворечивость и истинность, то для морали и права основным критерием является последовательность. Наука есть выражение всеобщности, и это ее отличает от искусства, воспроизводящего не только типическое, но и все богатство индивидуальности. Отличие науки от обыденного сознания заключается в том, что наука ставит своей задачей познание сущности, то есть объективных законов изучаемых конкретных процессов, используя при этом специфические знаковую системы, включая и искусственные языки.

Функции науки: познавательная, критическая, прогностическая и т.д. Основные социальные функций науки:

- культурно-мировоззренческая;

- непосредственной производительной силы;

- социальной силы.

Культура дает науке самую главную основу – естественные языки, по отношению к которым искусственные языки всегда вторичны. Многозначность естественных языков делает их весьма надежным средством передачи: информации, как в пространстве, так и во времени. Наука представлена в культуре, прежде всего, научной картиной мира, роль которой двояка:

1) обобщает достижения всех научных дисциплин;

2) работает как исследовательская программа, которая направляет постановку задач исследований и выбор средств их решений.

Современная наука выступает как непосредственная производительная сила, потому что современное производство не только развивается, но и функционирует на основе науки. Наука становится фактором, детерминирующим уровень и темпы роста производительности труда. Наука обеспечивает высокое соответствие цели и результата в процессе производства. Именно применение научных знаний придает современному производству ту определенность, которая выгодно отличает его от ремесленного производства до-индустриальной эпохи. Без внедрения научных знаний в материальное производство была бы невозможна его унификация, невозможны серийное производство и рынок.

Функция социальной силы основана на том, что научные знания и методы используются сейчас для решения самых разных проблем во всех сферах жизни общества, в том числе и в военных целях.

 

2. Научное познание осуществляется на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом. Эмпирическое /опытное/ познание не может быть сведено к «чистой» чувственности, равно как и теоретическое познание невозможно рассматривать, как исключительное царство рациональности. Даже в простейших эмпирических действиях переплетаются и чувственное и рациональное, потому что никакой результат эмпирических действий нельзя получить без размышления, использования понятий и совершения логических операций над ними. И в эмпирическом, и в теоретическом познании, имеет место единство чувственного и рационального с преобладанием первого на эмпирическом и второго на теоретическом уровне научного познания.

Эмпирический и теоретический уровни познания различаются предметом и методами исследования. Эмпирические и теоретические исследования имеют дело с разными срезами одной и той же действительности, одного и того же объекта. Предметом эмпирического познания выступает явление, а теоретического – сущность.

Предмет эмпирического исследования – эмпирический объект, который получен путем выделения из реальных объектов определенных свойств и отношений. Предметы теоретического познания образованы при помощи сложных операций, в ходе которых не только выделяются определенные свойства и отношения, но и конструируются такие, которых в самой реальности нет. Соотношение эмпирического и теоретического уровней является крупной философской проблемой до сих пор. Оно по-разному понималось в истории философии. Например, один уровень отрывался от другого и абсолютизировался /эмпиризм и рационализм/ или стирались различия между ними.

 

3. Для эмпирического познания характерны методы: сравнение, измерение, описание, наблюдение, эксперимент. К теоретическому познанию относятся гипотетико-дедуктивный и аксиматический методы. На обоих уровнях используются методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование. Применяются приемы: обобщение, абстрагирование, идеализация, формализация.

Научный метод – это более или менее сложная система принципов и правил практической и теоретической деятельности, выработанной субъектом на основе закономерностей исследуемого объекта.

Основным приемом является абстрагирование, т.е. отвлечение от одних свойств и тем самым выделение других, интересующих исследователя свойств и отношений изучаемого объекта или процесса. С абстрагированием непосредственно связано обобщение, в результате которого устанавливаются общие признаки: и свойства для классов, предметов и процессов. Образование понятий, в том числе и научных, происходит благодаря абстрагированию и обобщению.

Идеализация – мысленное конструирование объектов, несуществующих и неосуществимых в действительности, но имеющих прообразы в реальном мире. Напр., окружность, точечный электрический заряд, абсолютно черное тело и т.п.

Формализация заключается в абстрагировании форм различных процессов от их содержания и представления их в виде формальной системы или исчисления.

Абстрагирование и обобщение осуществляются в операциях анализа и синтеза. Анализ состоит в физическом или мысленном расчленении объекта на составные части. Синтез соединение ранее выделенных частей в единое целое.

Аналогия – прием научного познания, когда на основе сходства одних признаков заключают о сходстве других признаков объекта.

Индукция – способ рассуждений и метод по знания, основанный на движении от частного к общему. Недостаток этого метода – неизбежная вероятность выводов при неполной индукции, которая чаще всего имеет место.

Дедукция состоит в переходе от общих положений к частным случаям.

Умозаключения по аналогии являются основой метода моделирования.

Моделирование – это изучение объекта /оригинала/ путем создания и исследования его копии, замещающей оригинал с определенной стороны. Модели бывают материальными /физическими/ и идеальными /понятийными, математическими/ предметно-подобными, символическими, объектными, деятельностными; могут различаться по природе моделируемых явлений, по задачам моделирования, по степени точности, по воспроизводимым свойствам и т.д. Методы эмпирического познания: наблюдение, сравнение, измерение и эксперимент.

Аксиоматический метод: из очевидного факта /аксиомы/ путем логических заключений устанавливается умозаключение /теория/. В случае гипотипотетико-дедуктивнога метода за исходное берется гипотеза, формулированная на основе опытных данных, и из нее дедуктивным путем делается теоретический вывод.

4. Научный факт – форма эмпирического знаниями формируется на основе данных наблюдения как результат сложной рациональной обработки их: осмысления, понимания, интерпретации. Совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и. создания теорий.

Проблема – неразрешенная задача.

Гипотеза – хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно в определенном месте восполнить пробелы эмпирического познания или связать различные эмпирические знания в единое целое либо дать предварительное объяснение фанту или группе фактов. Гипотеза может существовать лишь до тех пор, пока не противоречит достоверным фактам опыта. Она верифицируется экспериментом, получая характер истины. Обоснованная и доказанная гипотеза становится теорией.

Задачей научной теории является описание фактов, их объяснение, а также предсказание ранее неизвестных фактов. Факты играют большую роль, в проверке, подтверждении и опровержении теорий. Соответствие фактам – одно из существенных требований, предъявляемых к научной теории.

 

Контрольные вопросы и задания для самопроверки знаний

 

1. Дайте определение понятия «наука».

2. Назовите функции науки.

3. В чем заключается специфика научного знания?

4. Назовите и охарактеризуйте уровни научного знания.

5. Как взаимодействуют эмпирический и теоретический уровни познания?

6. Дайте характеристику основных методов научного познания?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рабочий лист к уроку «Вес тела. Динамометр». | Методология педагогики: определение, задачи, уровни и функции




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.