Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 8. Современные эффективные формы поддержки научно-технического прогресса






 

Одна из самых эффективных форм поддержки научно-технического прогресса, известных в мировой практике, - " технологический парк", или " технополис".

 

Предельно простая, на первый взгляд, проблема " Как превратить открытие в товар? " рождает огромные трудности в ее решении как в части создания механизма такого превращения в целом, так и в части продвижения на рынок какого-либо конкретного продукта. Чтобы довести какой-то прибор до производства, требуется целых пять-шесть лет. Мировая цивилизация нашла способ ускорить этот процесс. Скажем, на основе возникшей идеи рождается социальный заказ, который берется реализовать определенная группа людей. И на всех этапах его реализации каждый участник должен иметь личную мотивацию. Это не только научный или исследовательский энтузиазм, но и материальная заинтересованность.

 

Лаборатории, фирмы, корпорации индивидуально решают этот ключевой с точки зрения НТП вопрос. Наградой правильному решению здесь являются полученный коммерческий успех, важный для бизнесмена, и удовлетворение исследователя, разобравшегося в хитросплетении финансовых, организационных, социологических и прочих сложностей, объективно препятствующих процессу внедрения открытия.

 

Такая ситуация в науке является характерной.

 

Высокая неопределенность в инновационной деятельности приводит к тому, что нередко терпят крах не только мелкие, но и очень серьезные, дорогостоящие проекты, например самый амбициозный проект за всю историю телекоммуникаций - системы спутниковой связи Iridium. В 1987 г. Бари Бэртигер, инженер корпорации Motorola, сформулировал идею создания системы связи на базе низкоорбитальных спутников. В 1991 г. корпорация Motorola учредила консорциум Iridium LLC и стала его генеральным подрядчиком.

 

Проект имел успех среди инвесторов. Motorola продала акции Iridium LLC на 1, 7 млрд дол. (у самой корпорации осталось 18% акций), консорциум Iridium LLC привлек почти 3 млрд дол. заемных средств. Большая часть всех привлеченных средств была выплачена корпорации Motorola как генеральному подрядчику проекта - на эти деньги изготавливались спутники связи и другие элементы системы.

 

С технической частью проекта Motorola справилась блестяще - сложнейшая система Iridium функционировала безупречно. Но ее достоинства мало кто оценил: за все время работы, с ноября 1998 до марта 2000 г., оператору удалось привлечь только 55 тыс. клиентов, тогда как бизнес-планом предусматривалось 1, 5 млн абонентов, т.е. почти в 30 раз больше. В результате консорциум Iridium LLC признал себя банкротом.

 

Следует заметить, что опыт авторов в области оценки бизнес-планов свидетельствует о том, что новаторы-энтузиасты нередко завышают ожидаемые эффекты в три-пять раз (сказывается психологический феномен веры в успех). Но ошибка в 30 раз (!), безусловно, свидетельствует о существенных просчетах в маркетинге инновационного проекта и оценке инновационных рисков, особенно коммерческих.

 

Интернет-инкубаторы - одна из новых форм " выращивания" инновационных бизнес-проектов. Она наиболее близка тем инвесторам, которые предпочитают стратегию

" фермера". В отличие от стратегии " охотника", когда инвестор выбирает уже состоявшиеся проекты (тратит больше денег, но меньше рискует), " фермеру" нужен инструмент " выращивания" проектов, в качестве которого и используется бизнес-инкубатор или такая его форма, как интернет-инкубатор. Основная задача интернет-инкубатора - обеспечить группы новаторов, имеющих идею для интернет-проекта, всем необходимым для ее реализации:

 

- помещением для офиса и оборудования;

 

- бухгалтерским обслуживанием;

 

- подбором персонала;

 

- юридической поддержкой;

 

- промоушн;

 

- финансированием фонда оплаты труда (20-100 дол. на шестимесячный проект) и др.

 

За все это интернет-инкубатор получает долю в проекте (менее 50%), большая часть которой вместе с долями автора продается инвестору.

 

Стартующая компания помещается в интернет-инкубатор на срок до восьми месяцев и регулярно проверяется на предмет развития и завершения проекта. Считается, что через полгода она должна завершить проект (получить первые доходы, сформировать круг клиентов, свою организационную структуру и т.д.) и быть готовой для продажи инвестору.

 

Однако в России пока такие инвестиции более рискованны, чем на Западе, поскольку права инвестора, помогающего проектам " вылупиться", плохо защищены - как и права авторов идеи, принесших ее в инкубатор. Поэтому инвесторы стремятся сократить время " раскрутки" нового интернет-проекта до трех-четырех месяцев, чтобы как можно раньше понять, стоит ли финансировать проект дальше. Чтобы состоялись следующие раунды инвестиций, авторы проекта должны предъявить реальные результаты. Например, второй раунд возможен после вывода проекта в сеть, а для третьего (" мезонинного") нужно на протяжении нескольких месяцев демонстрировать хорошую динамику развития: рост числа пользователей, посещений, объема продаж для систем типа business to consumer или числа зарегистрировавшихся пользователей для системы business to business.

 

Вместе с тем ожидается, что число электронных розничных торговцев может уменьшиться вдвое. Недавнее закрытие крупного ранее модного он-лайнового магазина Boo.com является печальным предупреждением многим компаниям электронного бизнеса.

 

Поэтому основатели разорившегося магазина Boo.com потратили несколько недель в поисках инвесторов, пытаясь найти способ спасти свою компанию от неминуемого краха. Эти поиски не увенчались успехом, и Boo.com пришлось пригласить команду ликвидаторов для описи своих активов. Компания потратила около 200 млн дол., чтобы превратить свой сайт в высокотехнологичный, мультиязычный портал, оснащенный солидной поддержкой клиентов, но было уже слишком поздно.

 

Аналитики предсказывали, что волна консолидаций к концу года сократит вдвое число электронных розничных торговцев. Поскольку новости о перепродаже контрольных пакетов акций и банкротствах появляются почти каждый день, печальный опыт Boo.com станет ценным уроком для выживших и совершенно бесполезным для обреченных на гибель фирм. Портал Boo.com был нацелен прежде всего на использование новейших технологий, однако не все проблемы этой компании были следствием неудачной попытки вечно быть впереди всех. Руководители Boo.com признали недостатки финансового планирования и слабое предвидение ситуации; когда настали тяжелые времена, в компании началась настоящая паника.

 

Замечают ли компании приближение краха или не обращают внимания на потенциальные знаки угрозы? Похоже, те, кто цепляется за жизнь в мире виртуального бизнеса, предпочитают их игнорировать. Возможно, подобная позиция обусловлена большими надеждами на силу цифр, правивших на заре электронной коммерции и характеризующих количество посещений сайтов, число зарегистрированных пользователей; разумеется, она поддерживается и упрямой верой в то, что месяцы убыточных операций можно будет наверстать всего лишь еще одной рекламной кампанией, еще одним прибыльным сезоном отпусков.

 

Однако бизнес в любой отрасли (а в мгновенно меняющемся он-лайновом мире - в особенности) требует не только упорства, но и целеустремленного, решительного поведения, иногда противоречащего здравому смыслу.

 

Совсем другое дело - отказ от восприятия реальности. Существенная разница между " еще дышащими" и обанкротившимися компаниями заключается в способности признать горькую правду. Эксперты в области электронной коммерции предупреждают о близящемся кризисе, аналитики составляют списки компаний, которые обанкротятся с наибольшей степенью вероятности. Руководителям, полагающим, что незавидное положение их компании - большой секрет для всех, стоит призадуматься.

 

Хотя не существует простой формулы, по которой можно было определить объем таких активов, как доменные имена и списки клиентов, совершенно ясно, что любая компания стоит намного больше как работающее, развивающееся предприятие, чем как пустой нанятый офис. Доменное имя фирмы, сделавшей все для того чтобы доминировать на рынке, прежде чем продать себя конкуренту, стоит намного больше доменного имени той, что объявила о своем банкротстве.

 

Компаний в электронной коммерции станет меньше. Однако если их руководители воспримут реальное положение вещей и поведут себя достойно со своими инвесторами, работниками и конкурентами, они хотя бы оставят добрую память об отважных душах, работавших в поте лица, чтобы превратить мечты в реальность. В противном случае бульшая часть огромных усилий, вложенных в создание мира электронной коммерции, пропадет впустую.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.