Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 5. НИР как источник инноваций






 

Сегодня все большее число компаний - как правило, крупные и средние фирмы наукоемкого профиля - обращают внимание на НИОКР, в то же время используя наработки академических, вузовских и отраслевых научно-исследовательских организаций.

 

Инновационная идея нередко рождается на этапе фундаментальных исследований, где она соответствующим образом доводится и уже потом реализуется, проходя по цепочке через прикладные исследования, разработки, производство.

 

В то же время идея с одинаковой вероятностью может возникнуть на любом этапе цепочки - при эксплуатации, сбыте, в производстве или в сфере разработок. И тогда уже по каналам обратной связи идет заказ в сферу фундаментальных исследований: доработать идею, обеспечить то или иное теоретическое исследование по данной проблематике, подготовить эффективное внедрение новшества на практике. Такая переброска идей происходит очень часто и носит название " принцип регби".

 

Ориентация всех этапов исследований на конкретный конечный результат и адекватные организационные формы, обеспечивающие эффективную стыковку разных звеньев научно-производственного цикла, - основной фактор конкурентоспособности. Устойчивость этой пропорции свидетельствует, очевидно, о ее зрелости, соответствии потребностям экономики в восприятии имеющихся научно-исследовательских заделов. Резкое повышение или снижение доли какой-либо стадии цикла приводит к негативному результату, поскольку вся система уже не справляется с создаваемыми заделами либо последние становятся дефицитом.

 

К инновациям могут относиться новшества, возникающие на стадиях фундаментальных (поисковых НИР) и прикладных исследований (изобретения, разработки), коммерческой стадии.

 

Например, в одном из институтов авиакосмического профиля научные исследования имеют следующие направления:

 

1) фундаментальные НИР, направленные на создание принципов, подходов, общих методик, глобальных моделей, проведение фундаментально-тематических исследований. Обычно эти работы не заказываются, так как их потребность не осознается;

 

2) прикладные НИР, в рамках которых интерпретируются результаты фундаментальных исследований, решаются конкретные практические проблемы и проводятся комплексные маркетинговые исследования будущей продукции и рынка;

 

3) работы, проводимые в интересах конкретного исполнителя, отдела, института: создание банка нормативных документов, справочных реестров, систем переводов и редактирования. В институте такие работы проводят для финансово-экономических подразделений, управления наукой, зданиями и т.д.;

 

4) работы " свободного поиска" по прямым договорам с предприятиями, заинтересованными в том, чтобы их продукция была одобрена головным институтом отрасли. Результаты этих исследований представляются на вторичном рынке для ориентации и маркетингового анализа фирм-разработчиков;

 

5) НИР, связанные с необходимостью определения путей развития, планирования, модернизации в целях формирования знания о прошлом, мировом уровне, прогнозов будущего, определения разрыва между тем, " как есть", и тем, " как должно быть".

 

Если первое направление относится сугубо к фундаментальной, то последующие четыре - к прикладной науке.

 

При анализе условий и критериев выбора новых НИР принимаются во внимание:

 

- надежда на успех;

 

- время завершения разработки;

 

- стоимость выполнения проекта;

 

- необходимость для организации;

 

- экономический выигрыш.

 

За внешней простотой, однако, скрываются реальные сложности оценки и выбора новых научно-технических идей, поскольку отмеченные критерии имеют тенденцию к детализации и усложнению.

 

На практике следует учитывать:

 

1) научные условия: взаимосвязь с другими программами (взаимное дополнение или конкурентные отношения); вероятность успешного выполнения задач проекта; время, необходимое для выполнения задач проекта; использование имеющихся научно-исследовательских ресурсов, в первую очередь специалистов; ценность проекта с точки зрения накопленного опыта, получения технических знаний в исследуемой области, создания основы для будущих НИР; эластичность соотношений затрат и результатов (зависимость результатов от изменений затрат); патентоспособность или исключительность ожидаемых результатов проекта; наличие конкурентных работ в данной области;

 

2) условия реализуемости: предполагаемый объем реализации и прибыли в результате выполнения проекта; календарный график выполнения проекта в соотношении со сроками выполнения других задач в области подготовки производства и сбыта нового изделия; наличие необходимых производственных мощностей и ресурсов для производства нового изделия; ценность нового продукта с точки зрения престижа предприятия; возможное влияние на психологический климат в организации; отношение к новому изделию клиентов, конкурентов, партнеров; альтернативное использование научного персонала, задействованного в выполнении проекта в случае его прекращения; стимулы к производству и реализации нового продукта.

 

Для выявления лучшего варианта на стадии выполнения прикладной НИР может быть использован метод его оценки по контрольному перечню характеристик (табл. 3.1).

 

Таблица 3.1

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.