Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Французский реализм.




Стендаль (1783-1842)

 

Стендаль - это псевдоним, настоящее имя Анри Бейль. Стендаль любил Байрона, по характеру был похож на него, такой же сильный, гордый, независимый, свободолюбивый.

Мировоззрение Стендаля соответствует его характеру. Будучи в целом последователем идей Просвещения Стендаль воспринимал их всё-таки по-своему. В первую очередь он - материалист и атеист. Он открыто не любил и критиковал религию и церковь.

Свою систему взглядов на мир (во многом почерпнутую у философа-просветителя Гельвеция) Стендаль назвал эготизмом, это немного изменённый эгоизм. Он считал, что смысл жизни человека, его главная цель – собственное, личное, эгоистическое счастье, но в это счастье входит как составная часть уважение к себе, благородство души, невозможность сделать подлость. Стендалю принадлежит фраза – «наплевать на всё, кроме самоуважения». Можно делать всё, что угодно, кроме того, что унижает тебя. Стендаль считал, что всякая подлость, гадость унизительны прежде всего для того, кто их творит. Те, кто лишён самоуважения, душевного благородства – низкие души, проповедь нравственности и человеколюбия для них совершенно бесполезна, на них могут действовать лишь грубые насильственные меры – побои, тюрьма, смертная казнь. По существу эготизм – это благородный эгоизм. Не любовь к другим, а уважение к себе самому есть основа истинной нравственности.

Истинное счастье, с точки зрения Стендаля, - это лишь мгновения, когда человек переживает сильные чувства. Самое сильное счастье, конечно, даёт любовь. Для Стендаля настоящая любовь – это не длительное спокойное супружество, не семья, а бурная страсть, связанная с риском, опасностью. «Любовь – это восхитительный цветок, но надо иметь мужество, чтобы сорвать его на самом краю пропасти».

С детства Стендаль ненавидел монархию и был сторонником республики и свободы. В юности был сильно увлечён личностью Наполеона, его силой, решительностью, необыкновенным умом. В 1806 году Стендаль поступил в армию Наполеона, служил до 1814 года. Участвовал и в походе на Россию, был в захваченной Москве.

 

Творчество.

 

Стиль Стендаля реалистический в полном смысле слова – точность, краткость, простота, сдержанность. В этом Стендаль полная противоположность Гюго (немудрено, что они друг друга не любили).

Несомненно, лучшее произведение Стендаля - роман «Красное и чёрное». Главный смысл романа – прославление лучших, с точки зрения Стендаля, человеческих качеств: истинного благородства, возвышенности души, смелости, индивидуальной яркости, оригинальности и, конечно, воспевание истинной любви, страсти. Стендаль показал нам, какие люди на самом деле являются настоящими людьми: такие, как Жюльен Сорель, г-жа де Реналь и Матильда – три главных героя романа. Именно на них, на подробном психологическом анализе их неординарных душ, их взаимоотношений, их странных поступков держится вся увлекательность, вся значимость романа.



Сюжет его Стендаль заимствовал из действительности. Во французских газетах двадцатых годов широко освещались скандальные судебные процессы молодых людей низкого происхождения, которые пытались войти в общество, женившись на богатых невестах.

 

Кроме художественных Стендаль написал много книг иного рода, из коих наиболее интересно и полезно большое (200 стр.) эссе «О любви» (1822) – это подробный психологический анализ этого чувства. Надо сказать, что у писателя был большой опыт в этом деле – он любил много раз, хотя не был ни разу женат. В последней главе эссе он сравнивает два типа – Дон Жуана и Вертера (главного героя романа Гёте «Страдания юного Вертера»), т.е. любовь физическую и духовную, и, безусловно, отдаёт предпочтение Вертеру. Вертер во много раз более счастлив: меняя любовниц каждые три месяца и добиваясь от них лишь одного, Дон Жуан лишает себя гораздо более глубокого и яркого наслаждения настоящей, более длительной любовью, того необыкновенного восторга, который доступен только истинно влюблённому. «В любви обладание – ничто, а способность наслаждаться – всё». «Возлюбленная, которую желали три года – поистине возлюбленная в полном значении этого слова; к ней приближаются с трепетом, и я должен сказать донжуанам: мужчина, который трепещет, никогда не скучает».


Оноре де Бальзак (1799-1850).

 

Мировоззрение Бальзака было очень традиционно. Он был католик, проповедовал в своих произведениях религию, христианскую мораль: смирение, альтруизм, доброту, совесть, супружескую верность, крепкую семью.

Основной причиной наблюдаемого им упадка нравов писатель считал атеизм, упадок религиозной веры. «Достигнуть правдами и неправдами земного рая роскоши и суетных наслаждений, превратить сердце в камень, а тело изнурить, ради обладания преходящими благами, как некогда претерпевали смертельные муки в чаянии вечных благ, - такова всеобщая мысль. Когда учение это перейдёт от буржуазии в народ, что станется со страною?» - пишет Бальзак в романе «Евгения Гранде». Таково было мировоззрение Бальзака, но он никуда не мог деть свою собственную страстную, любвеобильную, жадную до всяческих наслаждений натуру, не мог её победить, да и не хотел.



 

«Человеческая комедия». Структура и идейное содержание.

 

Все произведения, написанные Бальзаком за 20 лет (всего 98, 74 из них романы, остальное – повести и рассказы), складываются в единый огромный цикл под названием «Человеческая комедия» (по аналогии с «Божественной комедией» Данте). Бальзак поставил себе грандиозную задачу - отразить, как в зеркале, всё современное ему французское общество, а через него и всё человечество, потому такое название. Он стремится описать все социальные слои, профессии, характеры, типы французского общества, от министров и богатейших банкиров до крестьян и нищих. Каждому социальному явлению должна быть посвящено хотя бы одно произведение. В 1844 году Бальзак составил подробнейший план «Человеческой комедии» - список всех уже написанных и будущих произведений, названия и приблизительное содержание. Всего 144 названия (успел 98).

Произведения цикла не являются продолжением одно другого, чаще всего они не связаны сюжетно, в каждом из них свой законченный сюжет, но все они описывают один и тот же мир, одну и ту же Францию, выдуманную Бальзаком, как две капли похожую на реальную. Там действуют одни и те же герои (переходящие), только в одном романе они главные герои, а в другом второстепенные. В разных романах описаны разные эпизоды из их жизни.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2017 год. (0.007 сек.)