Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техника, мракобесие и революции.

Идеи прогресса и либеральных преобразований ("свобода, равенство и братство"- от Французской революции) в следующем поколении (1789 - 1860) неразрывно связались с ужасами якобинсого террора. Революционные идеи были подавлены в Европе эпохи Наполеоновской Империи, а им на смену пришли; стабильность, порядок и законы социальной иерархии и подчинения.

Идейные движения века технических изобретений. а) Романтизм. Романтизм характеризуется: 1) кризис рационализма и увлечение всем непонятным и необычным, всякой мистикой; 2) отторжение условностей цивилизации и культурных норм, а в связи с этим тяга ко всему экзотическому и отдаленному во времени и пространстве; 3) близко к этому стояли недовольство современной городской жизнью, тяга к естественности и жизни на природе, а в связи с этим ностальгия по ранним стадиям истории: первобытности и средневековью; 4) национализм; 5) реформаторский и революционный дух, мятежность.

Теоретические основы романтизма изложили Гердер и историк Юстус Мёзер.

В 1830-е годы французский физик Ампер, разрабатывая классификацию наук ввел новый термин - "этнология".

В Финляндии Элиас Лëнрот собрал народные песни и скомпоновал их "Калевалу" (1835). Средневековье и первобытность ярко выражена в романах Вальтер Скотта (выходили в 1814 - 1832 гг.). В 1827 П. Мериме сборник "Гузла" (под балканский фольклор). "Песнь о Гайавате" (1855) американским поэтом Генри Лонгфелло, - по образцу "Калевалы". Для романтиков была характерна смесь мятежности и меланхолии. Отвергали догмы религии и морали (особенно бескомпромиссно маркиз де Сад во Франции).

Роль немецкой науки конца XVIII - первой половины XIX века в развитии антропологии."Классическая эпоха" (конец XVIII) в развитии антропологии представлена "почти исключительно немецкой наукой".

Влиятельность немецких "наук о духе" сохранялась в течение значительной части XIX века. В частности на формировании антропологии сказалась активность немецких "исторических школ" - исторической школы в юриспруденции (Савиньи), в политэкономии (В. Рошер, Б. Гильдебрандт).

Юристы немецкой исторической школы выступили против столь излюбленного Просветителями общего для всех людей "естественного закона". Они считали, что у каждой нации свой путь в законодательстве. Реализуя романтический подход к праву, Ф. К. Савиньи (1779 - 1861) возглашал, что право - это органическое производное "народного духа". Он был против кодификации законов, за восстановление народного "обычного" права. Новые политэкономы "исторической школы" утверждали, что нет общезначимых законов политэкономии, для каждой страны - свой особый, национальный путь развития хозяйства. Такая установка побуждала обратиться к истории культуры, и этот аспект занял заметное место в деятельности исторических школ.



Тогда же началось преподавание этнографии и этнологии в немецких университетах. Становление происходило в рамках истории (этнография рассматривалась как ее вспомогательная наука) или в рамках географии (этнография или этнология рассматривалась как частная дисциплина, входящая в состав географии).

Отделение этнографии или этнологии от истории и географии произошло уже в начале второй половины XIX века, когда эта дисциплина стала рассматриваться как имеющая обоснование в антропологии и связанная с особым национальным путем развития.

От языка к фольклору, от праязыка к пранароду. Прослеживать проявления народного духа романтики начинали с языка (Гердер и В. Гумбольдт обращались прежде всего к языку).

Важное политическое значение имела концепция немецкого народа как "языковой нации". Действительно, немцев ничего конкретного не связывало воедино, кроме языка и туманных представлений о едином происхождении. Ни общего государства, ни общей экономики, ни даже общей религии. Положение о том, что нацию можно выделять и на основе одного лишь языкового единства, было средством осознания национальной солидарности и призывом к единству немцев разных государств Европы.

Но немецкие лингвисты стали устанавливать и родственные связи немецкого языка с другими, помещая его в центр целой семьи языков.



Адальберт Кун (1812 - 1881) выдвинул идею лингвистической палеонтологии - реконструкции общего для них всех исходного праязыка, позволяющего по словарю судить о природной средe и занятиях говорившего на нем пранарода - общего предка всех индоевропейцев. Исследования продолжил Адольф Пиктэ (1799 - 1875): "Происхождение индоевропейцев, или первобытные арья" (1859), где рисуется почти "золотой век".

Уже тогда стала провозглашаться особая миссия немецкого народа, объявляя, что именно немецкий народ призван спасти Европу от варварства и упадка (точно такие же тенденции проявлялись и в России: борьба против иностранных слов от Пушкинских времен, и уверенность в великой исторической миссии русского народа Данилевский) .

Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев и А. А. Потебня в России стали астральными метафорами, истолковывать содержание мифов и волшебных сказок, которые считались дегенерировавшими мифами. Иван да Марья - это солнце и луна, бык и корова - символы дождевых туч, красный конь - утренняя заря и т. д. Это направление в фольклористике получило наименование мифологической школы.

Филолог-востоковед Ф. М. Мюллер – теория языкового происхождения мифов. Он объявил их "болезнью языка". В "Сравнительной мифологии" (1856) объясняется их происхождение тем, что первобытный человек не мог мыслить абстрактными понятиями и заменял их метафорами. Для него "солнце встает" означало именно утреннее пробуждение и подъем солнца как живого существа. Впоследствии утрата переносного смысла привела к превращению метафор в мифы. "Мифология, - заключал Мюллер, - это всего лишь диалект, древняя форма языка".

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формирование антропологии в век Просвещения | Классический эволюционизм

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал