Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрождение






Антропологические аспекты Возрождения Италия (начло вторая половина XIII - XV вв.), а в Западной Европе, Центральной и северной Европе (XVI в.). Возрождение (Ренессанс) означает возрождение некоторых традиций античного мира в искусстве, архитектуре и литературе. Возрождение было обусловлено глубокими изменениями в мышлении, которое в свою очередь было мотивировано изменениями, происшедшими в социально-экономической сфере региона. Для этого мышления были характерны;

Антропоцентризм. В торговых городах-республиках Северной Италии росла и набирала силу буржуазия, которой претило засилье феодально-аристократических слоев и их идеологии. Человек оказался в центре интересов мыслителей этого времени. Изучение человека посредством гуманитарных наук: истории, поэтики, этики, грамматики и риторики. Отсюда и название всего движения - гуманизм.

Индивидуализм. Общество средневековья было сугубо сословным, средневековый человек был очень корпоративным существом. Теперь же каждый индивид обретал свое лицо, вносил в культуру свой личный вклад, ставил на своем творчестве свое индивидуальное клеймо.

Университеты. Университеты как центры высшего образования, отдельные от церковных школ, возникли еще до Возрождения – сначала в Китае, потом в арабском мире (в Каире – в Х веке), в середине XII века в Париже, в конце XII (ок. 1167 г.) – в Оксфорде, в начале XIII – в Кембридже, Неаполе. К концу XIV века университеты существовали уже по всей Европе – Прага, Краков, Вена, Гейдельберг, в Скандинавии (XV в.). Изучались грамматика, логика, математика, астрономия, музыка, теология, право и медицина. Из университетов вышли знаменитые персоны Возрождения; Данте, Петрарка, Торквато Тассо, Боккаччо.

Следствия для антропологических взглядов. Со всем этим расшатался этноцентризм. Расширился круг народов почитаемых и уважаемых. Стало возможным признавать лучшим и высшим не только не свое, но даже и не христианское, а языческое: античные греки и римляне ведь были язычниками. Более того, именно в это время возникшая на месте Византии Оттоманская империя турок, при всей враждебности христианского мира к исламу и турецкой военной угрозе, получила признание как мощная сила. В ней главы религиозных общин христиан и евреев были включены в султанскую иерархию и вынуждены были считаться с мусульманской властью и соответственно поддерживать отношения с мусульманской церковью.

Арабы в Испании, захватившие почти всю территорию страны, также относились терпимо к христианским подданным, и в процессе общения арабские культурные достижения переходили к христианам. В процессе Реконкисты (отвоевания занятых арабами земель) христианские крестоносцы заключили союз с арабской группировкой из Сев. Африки - алмохадами, а те, вторгшись в Испанию, способствовали ее подключению к общеарабской цивилизации, что обогащало христианскую культуру античными и арабскими достижениями.

Отражение антропологических взглядов в литературе Возрождения. Первым проявлением новых тенденций применительно к антропологическим сюжетам было резкое расширение интереса к серьезным античным авторам со стороны итальянской образованной (Геродоту, Гиппократу)..

Гораздо больших успехов добились в это время арабы. В XIV веке в Тунисе (Гранадский халифат) - Зайяд Абд-ар-Рахман ибн Мухаммад ибн Халдун (Khaldun, 1332 – 1406), крупнейший арабский историк. Ибн-Халдун предложил создать новую науку – о культуре (илм ал-кумран). «Эта наука имеет собственный предмет, а именно человеческое общество, и свои собственные проблемы, а именно общественные перемены, которые следуют друг за другом в природе обществ». Воздействия на европейскую науку труды ибн Халдуна не оказали: европейцы открыли их только в XIX веке.

Путешественники эпохи Возрождения. Венецианский купец Марко Поло (1254 - 1324). Посетил Центральную Азию и Китай, выучил восточные языки, поступил на службу монгольского хана Хубилая. Издал " Книга о разнообразии мира", где написал о Китае и Японии, о Мадагаскаре и Цейлоне. Из его книги европейцы впервые узнали о каменном угле, китайских бумажных деньгах. Сегодня в Севилье осталась имеется рукопись книги Марко Поло с собственоручными пометками Колумба.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.