Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы и методики изучения самооценки






С целью изучения самооценки подростков нами было организованно эмпирическое исследование.

Методы, используемые в изучении самооценки:

1) теоретический анализ научных источников по проблеме исследования, выполненных в рамках общей психологии, психологии личности, истории психологии, психологии развития, социальной и педагогической психологии;

2) эмпирические методы: тестирование (методика С.А. Будасси, методика изучения самооценки);

3) методы качественной и количественной (математико-статистической) обработки эмпирических результатов (простые статистики, метод ранговой корреляции Ч. Э. Спирмена).

Существует ряд методик, используемых для определения уровня самооценки.

" Чистое" определение самооценки подразумевает всего два варианта: либо прямое перечисление испытуемым своих качеств (методика М. Куна), либо выбор из предложенного списка тех черт, которые соответствуют ему более всего с их одновременным ранжированием по значимости и характерности для себя – методика С. А. Будасси, методика Дембо-Рубинштейна.

Методика С. А. Будасси основан на представлении о том, что статистической нормой является закономерное несовпадение реальной и идеальной Я-концепции. Стоит напомнить, что в психологии принято выделять две формы Я-концепции — реальную и идеальную. Понятие " реальная" — это представление лично­сти о себе, о том, " какой я есть". Идеальная же Я-концеп­ция (идеальное " Я") — это представление личности о себе в соответствии с желаниями (" каким бы я хотел быть"). Рассогласо­вание между реальным и идеальным Я может быть источ­ником как серьезных внутриличностных конфликтов, так и саморазвития личности – многое определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией. Когда испытуемому предлагается проранжировать отобранные им или инструктором 20 качеств сначала " в идеале", а потом в соответствии со своими качествами, по сути он предоставляет свои идеальную и реальную Я-концепции, разница между которыми и соответствует уровню самооценки.

Также для изучения самооценки может использоваться тест свободного самоописания " Кто Я" является для испытуемых наиболее сложным, но и наиболее показательным, поскольку тут они не ограничены никакими параметрами. Все полученные ответы классифицируются по группам (оценка себя как члена какой-либо социальной группы (школьник, сын), оценка по личностным качествам (умный), оценка себя по интересам (художник), по личным достижениям (медалист), по внешним данным (вихрастый, красавица), затрагивание временных параметров (будущий студент, бывший ребенок) и т.п.). Результаты представляют богатейшее поле для семантического анализа, где значимым является все, от порядка и количества приведенных характеристик до их формы (односложные или развернутые, используемые слова и формулировки) и так далее.

Методика Дембо-Рубинштейн чаще используется для диагностики самооценки дошкольников, поэтому в качестве методики изучения самооценки подростков мы её не рассматривали.

Таким образом, сделав краткий обзор методик диагностики самооценки, мы остановились на методике С. А. Будасси (Приложение А), потому что она теоретически достаточно обоснованна, является «прямой» и при интерпретации результатов субъективность экспериментатора сводится к минимуму, так как используется статистический метод ранговой корреляции Ч. Э. Спирмена.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.