Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 2. Экономика, основанная на знаниях






 

Экономика, основанная на знаниях, базируется преимущественно на использовании мыслительных процессов, а не физических умений и навыков; на применении технологии, а не на переработке сырья или эксплуатации дешевой рабочей силы. Это экономика, при которой зна­ния создаются, приобретаются, передаются и используются наиболее эффективно отдельными личностями, предприятиями, организациями и сообществами для достижения экономического и социального разви­тия (World Bank Institute, 2001с; World Bank, 1998d). Знания могут быть представлены в форме знаков и записаны или же могут присутствовать нематериально в умах людей.

Экономика, основанная на знаниях, меняет потребности рынка тру­да во всех странах. В индустриально развитых странах, где экономика, основанная на знаниях, развивается быстрыми темпами, потребности рынка труда меняются соответственно. Там, где вводятся новые техно­логии, возрастают потребности в высококвалифицированных работни­ках, особенно в области информационно-коммуникационных техно­логий (ИКТ). В то же время потребность в низкоквалифицированных работниках уменьшается (OECD, 2001f).

Четыре основные характеристики экономики, основанной на зна­ниях, имеют огромное значение для образования и профессиональной подготовки.

• Знания постоянно развиваются и применяются по-новому. Ин­формационная революция расширила зону доступа и открыла новые возможности доступа к информации. Она также породила новые возможности для производства информации и ее перера­ботки. Сети, основанные на создании и передаче информации, способствуют инновациям и ускоряют их адаптацию. Изменения в ИКТ коренным образом изменили способ передачи информа­ции. Полупроводники позволяют ускорять передачу информа­ции, компьютерная память увеличивается, цены на ИКТ умень­шаются. Стоимость передачи информации существенно упала и продолжает падать, пропускная способность сетей увеличивает­ся, и предоставление доступа в Интернет растет. Использование мобильных телефонов по всему миру также увеличивается, что лишь добавляет скорости и мощности изменениям и инноваци­ям.

• Циклы создания продуктов становятся короче, и потребность в инновациях растет. В 1999 г. в автомобильной промышленно­сти требовалось шесть лет на то, чтобы перейти от концепции нового автомобиля к его сборке; сейчас этот процесс занимает два года. Количество использования патентов растет, регистри­руется все большее число международных и множественных па­тентов. Индустриально развитые страны зарегистрировали 82 846 патентных заявок в Европейском патентном офисе в 1997 г., и это число увеличилось на 37% в сравнении с 1990 г. (OECD 2001f).

• Во всем мире растет торговля, и тем самым увеличивается конкуренция среди производителей. Страны, которые смогут ин­тегрироваться в мировую экономику, достигнут более высокого экономического роста и, среди прочего, смогут добиться улуч­шений в системах здравоохранения и образования (World Bank,

2002е).

• Малые и средние предприятия в сфере услуг становятся все более важными игроками как в смысле экономического роста, так и в смысле занятости. Экономика, основанная на знаниях, зиждется на четырех столпах (World Bank Institute, 2001с):

1) благоприятный экономический и институциональный режим для обеспечения стимулов к эффективному использованию имеющих­ся, а также новых знаний и для процветания предпринимательства;

2) образованное население, обладающее необходимыми навыками для создания, распространения и использования знаний;

3) динамичная информационная инфраструктура для усиления эффективных коммуникаций, распространения и переработки информации;

4) эффективная инновационная система фирм, исследовательских центров, университетов, консалтинговых компаний и других ор­ганизаций, вносящих вклад в общее глобальное знание, ассимили­рующих и адаптирующих его к местным нуждам и создающих но­вые знания.

Данная глава рассматривает роль образования в становлении вто­рого и четвертого столпов экономики, основанной на знаниях.

Подготовка работников к конкуренции в условиях экономики, основан­ной на знаниях, требует создания новой модели образования и професси­ональной подготовки, — модели обучения на протяжении жизни. Обуче­ние на протяжении жизни подразумевает обучение во время всего жиз­ненного цикла — с раннего детства до глубокой старости. Оно включает формальную, неформальную и социально-бытовую формы обучения (рис. 2.1).

 

Рис. 2.1 Концепция обучения на протяжении жизни

 

• Под формальным (академическим) обучением подразумеваются структурированные программы, которые признаются официаль­ными образовательными системами и ведут к получению серти­фикатов.

• Неформальное обучение включает структурированные программы, которые формально не признаются национальными системами. При­мером может служить обучение в начале трудовой деятельности на ра­бочем месте.

• Социально-бытовое обучение включает неструктурированное обучение, имеющее место повсюду: в семье, в сообществе, на рабо­чем месте. Оно включает неструктурированное обучение во время выполнения работы, что является наиболее распространенной формой обучения на рабочем месте.

Новейшие знания и накопленный человеческий опыт являются вло­жениями в производство новых знаний и повышение благосостояния людей. Скорость изменений в экономике, основанной на знаниях, озна­чает, что навыки теряют свою ценность намного быстрее, чем раньше. Чтобы эффективно конкурировать в этом постоянно меняющемся ми­ре, работникам необходимо постоянно обновлять свои навыки.

В экономике, основанной на знаниях, изменения настолько быстры, что компании больше не могут полагаться исключительно на выпускни­ков вузов или на новую рабочую силу как основной источник новых знаний и навыков. Школы и другие учебные заведения соответственно должны готовить работников к обучению на протяжении жизни. Обра­зовательные системы не могут больше делать акцент на навыках, связан­ных с выполнением определенных задач, а наоборот, должны сосредо­точиться на развитии у учащихся умений принимать решения и решать задачи, а также учить их обучаться самостоятельно и вместе с другими.

Обучение на протяжении жизни является решающим фактором для конкуренции в условиях глобальной экономики. Обучение помогает снизить уровень бедности; если развивающиеся страны не будут создавать возможности для обучения на протяжении всей жизни, то разрыв в техно­логиях и в навыках между ними и развитыми странами будет продолжать расти. Помогая людям проявить себя членами общества, образование спо­собствует наращиванию социального капитала (в широком смысле опре­деляемого как социальное единство или социальные связи), тем самым по­могая развивать человеческий капитал, стимулировать развитие, обеспечивая экономический рост страны. Социальный капитал повышает эффективность систем образования и здравоохранения, охраны детства, толерантность в отношении полов, расового равенства, способствует рас­ширению гражданских свобод и экономического и гражданского равенст­ва, снижает уровень преступности и уменьшает число налоговых преступ­лений (Putnam, 2001). Таким образом, образование должно рассматриваться как основополагающий фактор не только потому, что оно увеличивает значимость человеческого капитала, но и потому, что оно способствует росту социального капитала.

Во многих развивающихся странах образование является неадекват­ным. Охват населения образованием недостаточен, доступ неравный (особенно к высшему образованию, образованию на работе и среди взрослого населения), качество образования низкое. Уровень грамот­ности взрослых низкий, слишком мало детей получают базовое образо­вание. Доступность образования для всех остается призрачной мечтой во многих странах с низкими доходами.

В странах с переходной экономикой в Европе и Средней Азии каче­ство образования неадекватное и образовательная система негибкая. Заучивание наизусть, обучение, направленное на сдачу экзаменов, до­рогое частное образование давно уже стали предметом внимания при разработке стратегии в некоторых азиатских странах.

Данные международного тестирования учащихся указывают на то, что некоторые развивающиеся страны и страны с переходной эконо­микой существенно отстают от промышленно развитых стран в обуче­нии своего населения навыкам, необходимым для экономики, осно­ванной на знаниях. Необходима политика обеспечения равного доступа к образовательным возможностям и сокращения не­равенства при сопоставлении затрат на образование и отдачи от него.

Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой сталки­ваются с двойной проблемой, которая состоит в том, что им необходимо решить давние проблемы доступа, качества и равенства, одновременно развивая систему обучения в течение всей жизни. Базовое образование и навыки остаются основой для обучения на протяжении всей жизни, и страны с низким или уменьшающимся охватом населения базовым об­разованием должны сделать распространение образования своей при­оритетной задачей. Качество и сама природа процесса обучения должны измениться одновременно с улучшением результатов.

Возрастающая отдача от школьного обучения и увеличивающееся не­равноправие в заработной плате были отмечены документально в не­которых промышленно развитых и развивающихся странах в 1980-х и 1990-х годах. Эти перемены частично отражают важные технологи­ческие события, которые произошли в течение того времени.

Увеличение неравенства в оплате труда можно объяснить переменами в технологиях, процессе производства, организации труда, способах международной торговли (Wood, 1994). Перемены в процессе произ­водства привели к изменениям в спросе на определенные типы труда. Возможно, организационные и технологические перемены вызвали из­менение спроса для манипулирования изменением в предложении тру­да, что привело к росту отдачи от вложений в образование, растущему неравенству в оплате труда в странах с развитой экономикой и странах со средним уровнем доходов.

В Малайзии широкое внедрение ИКТ ассоциируется с повышением оплаты труда и производительности (Таш, 2000). Существенные «эффек­ты обучения» имеют место с опытом применения ИКТ, а производи­тельность растет по мере обучения (Berman and Machin, 2000). Переда­ча технологий, основанная на навыках, является главным фактором для повышения спроса на квалифицированных работников в странах со средним уровнем дохода (Berman and Machin, 2000).

Образование поддерживает инновации и помогает ускорять рас­пространение технологий. Оно не только способствует обучению и коммуникации, но также значительно повышает способность творчес­ки подходить к изменениям. Образованные работники имеют сравни­тельное преимущество в освоении и применении новых технологий (Bartel and Lichtenberg, 1987, 1988). Поскольку более образованные ра­ботники обычно имеют более широкий диапазон базовых навыков, им легче осваивать новые знания, их заработная плата растет быстрее, чем заработная плата тех, у кого более низкий образовательный уровень

Другим фактором, влияющим на ценность человеческого капитала, яв­ляется миграция людей из своих родных стран в страны, где их навыки и преимущества их образовательных вложений имеют лучшее вознаг­раждение. Около 120 млн. человек (2% населения мира) живут в странах, которые не являются местом их рождения (большая часть этих эмиг­рантов является низкоквалифицированными рабочими). Основной экономический мотив для переезда — более высокая заработная плата и лучшие возможности для трудоустройства. Миграция, дорогостоящая с точки зрения времени и личных затрат, является формой движения человеческого капитала. Она является мощным средством повышения дохода и способствует распространению знаний. В глобальном смысле экономическое благосостояние повышается, если люди более продук­тивны за рубежом, чем если бы они работали на родине

В краткосрочной перспективе миграция высококвалифицирован­ной рабочей силы может нанести вред стране, которую эта рабочая си­ла покидает. Потеря людей, которые обеспечивают жизненно важное государственное обслуживание (врачи, специалисты по информацион­ным технологиям, учителя), может затормозить развитие стран с низ­ким уровнем дохода, даже если число таких эмигрантов небольшое. Миграция может помешать стране, из которой уезжают эмигранты, до­стичь критической массы человеческого капитала, необходимого для внедрения инноваций, развития предпринимательства, создания зна­ний, их адаптирования и использования.

Мигрант может увеличить предложение товаров и услуг только для состоятельных жителей принимающей страны. Более высокая заработ­ная плата врача, например, может отражать большую возможность лю­дей платить за медицинские услуги. При наличии источников финанси­рования, креативность высококвалифицированных исследователей может использоваться для проведения исследований по проблемам, ко­торые в первую очередь волнуют индустриально развитые страны, а не страны, откуда прибыли эти исследователи.

Миграционное давление в развивающихся странах будет продол­жать нарастать, особенно среди высококвалифицированных работни­ков, благодаря более открытым торгово-экономическим связям между странами. Индустриально развитые страны могут способствовать ос­лаблению этого давления, открывая двери как менее, так и более квали­фицированным работникам-мигрантам (World Bank, 2002е).

Странам с высоким уровнем эмиграции необходимо использовать экономические и другие стратегии для эффективного использования человеческого капитала как в государственном, так и в частном секторе и создавать условия для того, чтобы мигранты возвращались. Такая по­литика должна дифференцировать давление на высококвалифициро­ванных и низкоквалифицированных специалистов, учитывая не только экономические, но и политические соображения.

В странах, где уже решены проблемы в среднем и высшем образо­вании, но где остается потребность в увеличении числа исследова­тельских центров или программ для выпускников докторских или постдокторских программ, имеет смысл инвестировать в развитие таких программ. Некоторые страны разрабатывают инновационные про­граммы для удержания и возврата высококвалифицированных исследо­вателей, многие из которых получили образование за рубежом. Напри­мер, в Мексике лучшим молодым ученым выплачиваются ежемесячные гранты. Эта программа помогает вернуть домой мексиканцев, которые закончили докторские программы за границей и хотели бы заниматься исследовательской работой в Мексике. К 2000 г. в рамках этой програм­мы были выданы гранты 7500 исследователям, 15% из них прошли через программу репатриации.


 

Раздел 3. Стратегия развития высшего экономического образования в условиях формирования «новой экономики»

 

Сегодня становится очевидным, что ускорение процессов евро-атлантической интеграции, проводимое новым руководством нашей страны, может быть успешным только при условии проведения кардинальных и очень быстрых преобразований в системе экономического образования, прежде всего на уровне региональных университетских комплексов.

Данное утверждение в настоящее время уже не требует серьезных доказательств. Объявленное руководством страны вступление во Всемирную торговую организацию, а нашей высшей школы - в «Болонский процесс», превратят к концу текущего года национальных и региональных экономических агентов в субъектов глобальной экономики знаний. В свою очередь, мероприятия, проводимые в рамках реализации территориально-административной реформы, превратят органы местного самоуправления в основное звено государственной системы управления, отвечающее не только за традиционные направления экономической политики, но и за создание условий, способствующих росту международной конкурентоспособности этих субъектов.

Вместе с тем большинство руководителей органов местного самоуправления, предприятий и других экономических институтов не обладает необходимыми знаниями о тенденциях, происходящих в глобальной экономике [6]. Следовательно, вектор ответственности за производство и распределение подобных знаний будет смещаться к региональным университетам, которые станут ведущим субъектом формирующейся «новой экономики». Ведь только образование может обеспечить необходимое современным обществам «новой экономической динамики» соединение квалифицированных работников со знанием [7, 427-428]. Значение экономического образования возрастает еще и потому, что влияние глобализации на высшее образование приводит к снижению роли в образовательном процессе национальных университетов. Многие ученые даже начинают сомневаться в жизнеспособности высшей школы как национального института [8, 10].

Прежде чем перейти к рассмотрению места и роли экономического образования в процессах модернизации, обратимся к национальной стратегии социально- экономического, развития. Наряду с уже привычными приоритетами - устойчивый экономический рост, инновационное экономическое развитие, - в 5-м разделе «Стратегии социально-экономического развития России на период 2004-2015 гг.» находим новое стратегическое направление - развитие экономики знаний. Но, к сожалению, как Стратегия в целом, так и подходы к развитию экономики знаний имеют существенный недостаток: в них доминируют технократические принципы развития экономики. Не отражены в Стратегии и соответствующие европейской концепции «экономики знаний» акценты относительно организационно-экономических инноваций и роли экономического образования в их реализации [9].

В целом Стратегия рассматривает развитие экономики знаний в качестве одной из составляющих инновационной модели экономики. Европейская же концепция исходит из приоритетности развития экономики знания, а инновационное развитие - рассматривает в качестве ведущего приоритета. Так, Европейский Союз на Саммите 2010 года в Лиссабоне поставил перед собой очень амбициозную цель: создать в Европе в течение следующего десятилетия наиболее конкурентоспособную и динамичную экономику знаний - экономику, в которой производство, распределение и использование знания являются основным фактором роста, создания богатства и занятости во всех отраслях экономики. В то же время ускорение инноваций и создание национальных инновационных систем являются краеугольным камнем " Лиссабонской стратегии".

Данная мысль подтверждается и опытом развития экономики знаний в развитых странах. Так, исходя из этого опыта, на конференции 2012 г. в Париже приоритетными стратегиями создания экономики знаний в странах-кандидатах в члены ЕС были названы [10]:

• создание соответствующих экономических стимулов и институциональной среды, обеспечивающих широкое распространение и эффективное использование локальных и глобальных источников знания во всех сферах экономики;

• создание общества квалифицированных, талантливых и творческих людей, общества с возможностями качественного образования для всех граждан;

• формирование динамичной информационной инфраструктуры, конкурентного инновационного сектора экономики, способных создавать -эффективные информационно-коммуникационные технологий для всех отраслей экономики;

• создание эффективной инновационной системы, охватывающей фирмы, научно-исследовательские центры, университеты и другие организации, которые способны обслуживать и развивать возрастающий фонд глобального знания в целях создания новых продуктов, услуг и способов ведения бизнеса.

Следовательно, важнейшим направлением реорганизации экономической системы России должны стать институциональные преобразования. Однако, по нашему мнению, ведущим фактором, тормозящим реализацию социально-экономической стратегии России, является не столько неадекватность наших институтов тенденциям развития глобальной экономики знаний, сколько неэффективность нашей системы экономического образования. Данный тезис доказывается очень просто: специалисты, которые готовятся в рамках существующей системы образования, не способны провести необходимые институциональные преобразования.

Ситуацию в Украине можно объяснить и былыми приоритетами Советского Союза, и трансформационными процессами, происходящими в Украине с 1991 года, и следствием затяжного экономического кризиса. В предыдущие периоды человек с его нуждами и интересами был вытеснен на периферию общественной жизни, высокими темпами возрастал уровень безработицы, ухудшались уровень и качество жизни, происходил отток интеллекта за границу. Сегодня эти катастрофические тенденции хотя и не ликвидированы полностью, но уже не являются превалирующими.

На протяжении многих лет подход к образованию в СССР и, в частности, в Украине был основан на получении уже существующих знаний через запоминание и повторение полученной информации, т.е. образование было сфокусировано на изучение того, что уже сделано, а не на новаторстве и моделировании возникающих проблем. Что же касается экономической теории, то она, кроме того, была еще и частью идеологии.

Но и сегодня наша система экономического образования находится в кризисе, в основе которого -переход от марксистской к неоклассической " экономической идеологии". Роль высшей школы в формировании определенной идеологии известна давно [11]. Широко известны и недостатки неоклассической теории, которая подобно марксизму представляет идеальную картину экономической жизни общества. Так, к примеру, неоклассическая теория традиционно рассматривает только четыре фактора экономического роста: землю, труд, капитал и технологии. Знание, образование *и интеллектуальный капитал считаются экзогенными показателями, то есть они полностью исключаются из экономического анализа.

Однако, чтобы инвестиции в технологии были эффективными, страна должна иметь достаточный интеллектуальный капитал, который сегодня становится ценнейшим ресурсом роста. Такой подход к человеческому капиталу обусловлен изменением структуры национального богатства в экономике знаний: роль материальных факторов производства уменьшается, а все большая часть национального богатства увеличивается благодаря технологиям, информации и экономически эффективным знаниям. Создается интеллектуальный капитал прежде всего в системе образования и обучения, носителями которого становятся интеллектуальные работники, или «работники знания». В передовых экономиках, таких, как США, более чем 60 процентов занятых - это " работники знания".

Данный подход к факторам экономического роста становится преобладающим в экономической теории. Относительно же рассматриваемых нами проблем необходимо отметить два важных момента, определяющих возрастающее значение экономической теории в трансформационных процессах. Первый из этих моментов - идеологическая (в феврале 2003 года в Киеве магистерской программой по экономике ЕЕЯС был организован круглый стол " Украинские и западные стандарты в преподавании экономики: проблемы официального признания и унификации". В апреле 2005 года НаУКМА/ЕЕЯС и Центр экономических исследований (ЕЯОС) в сотрудничестве с Украинской ассоциацией экономистов (УАЭ) и Консорциумом по усовершенствованию менеджмента образования в Украине (СЕЙМЕ) провели первое национальное собрание Украинской ассоциации экономистов и ежегодную региональную конференцию на тему " Экономическая теория: инновационные методы преподавания и роль исследований в учебном процессе", на которых было проанализировано состояние и намечены перспективы развития экономического образования в Украине.

Среди основных вопросов, которые обсуждались за «круглым столом», были [13]: основные проблемы фундаментального экономического образования России и необходимость использования западного опыта; украинские стандарты преподавания экономики; взаимодействие академического и бизнес-образования.

Большинство участников высказало мнение, что экономическая теория, к сожалению, не является такой популярной в Украине, как, например, бизнес-образование. Поэтому очень важно сформировать спрос на экономическую теорию со стороны общества. Многие выступающие указывали на необходимость более тесного соединения преподавания с экономическими исследованиями. Такой синтез является обычной практикой в западных университетах, поскольку обеспечивает более мотивированный процесс преподавания и способствует привлечению студентов к исследовательской деятельности. Серьезной проблемой является отрыв экономической теории от реальных экономических проблем. Здесь также подчеркивалась роль научных исследований, так как преподаватели, активно занимающиеся научными исследованиями, значительно лучше понимают " ловушки" реального мира и могут лучше передать студентам ограниченность экономического анализа.

Одним из дискуссионных вопросов был вопрос о стандартах образования в Украине. К примеру, активно обсуждалась проблема «политэкономия или экономическая теория?». Известно, что для разных специальностей существуют и различные стандарты высшего образования. Например, для направления «экономика и предпринимательство» базовой дисциплиной является политэкономия, в то время как для специальности «Менеджмент» - основы экономической теории.

Согласно результатам проведенного опроса украинское экономическое образование страдает от таких проблем [13]:

• доступ к западной литературе и данным (61% респондентов): ограниченные возможности для переквалификации преподавателей (61% респондентов);

• нехватка преподавателей с «западным» образованием (34% респондентов); ограниченное

• количество переводной западной литературы (33% респондентов).

Относительно изменений, которые необходимо провести в целях усовершенствования преподавания экономических дисциплин, участники круглого стола указали на необходимость таких шагов:

• переквалификацию младшего преподавательского состава в соответствии с западными стандартами (61% респондентов);

• усовершенствование методики преподавания (72% респондентов); улучшение

• доступа к информационным ресурсам (77% респондентов).

Что касается видов деятельности, в которых заинтересованы преподаватели базовых экономических дисциплин, то респонденты отметили следующее:

• курсы повышения квалификации преподавателей (78% респондентов); обмен информацией (78% респондентов);

• создание и участие в ассоциации экономистов (77% респондентов); обмен студентами/преподавателями с западными университетами (61% респондентов);

• обсуждение содержания и методик обучения на конференциях и за «круглыми' столами» (56% респондентов).

Участники круглого стола указали на необходимость создания Украинской ассоциации экономистов, которая взяла бы на себя инициативу содействия развитию экономического образования в Украине, организации сотрудничества между университетами, профессорами и заведующими кафедрами с целью повышения качества экономического образования. Основными направлениями деятельности созданной в апреле 2005 года Ассоциации, которые способствуют реализации данной цели, являются: создание условий для улучшения международного сотрудничества украинских экономистов и предоставление им возможности профессионального роста, в частности, обеспечение доступа к новейшим образовательным и исследовательским технологиям и методам, а также содействие личному общению и деловым контактам с иностранными коллегами.

Важность проведенных мероприятий и рассматриваемых на них проблем не вызывает сомнения. Однако, как нам кажется, необходимо больше внимания уделить содержанию читаемых дисциплин и пересмотру курсов свободного выбора. Наши студенты на сегодня, к сожалению, лишены возможности познакомиться со многими направлениями и школами экономической мысли, которые внесли значительный вклад в понимание экономики знания и инновационной экономики, такими, например, как новая институциональная теория, эволюционная экономика, теория эндогенного роста, новая региональная экономика, экономика инноваций, экономика знания и научения (познания, обучения). Основным выводом вышеназванных междисциплинарных отраслей знания является утверждение о том, что сегодня не существует альтернативы научению, созданию и распространению знаний. Согласно экономике знаний и научения возможности страны иметь конкурентные преимущества зависят от того, как быстро она станет " экономикой научения". Научение означает не только использование новых технологий доступа к глобальному знанию, но и использование их в целях коммуникации между людьми относительно инноваций. В " экономике научения" индивидуумы, фирмы и страны способны создавать богатство соразмерно с их возможностью к научению и распространению новшеств.

Таким образом, наша система экономического образования должна переориентироваться с традиционных методов обучения на принципы инновационного обучения и научения. Система университетского образования должна готовить специалистов, способных управлять знанием для решения практических задач. Следовательно, научение поиску, распространению и использованию экономически эффективных знаний, накоплению и распространению зарубежных традиций и опыта инновационного образования и инновационного предпринимательства, благодаря которым достигается экономическая эффективность и социальная стабильность, становится одним из ведущих направлений стратегии развития экономического образования. При этом ведущим фактором, способствующим росту конкурентоспособности специалистов экономического профиля, должно стать повышение их уровня подготовки посредством формирования у студентов академических ценностей, инновационного мировоззрения и предпринимательской культуры.

Необходимо добиться соединения " формального" знания, которое приобретается в процессе традиционного обучения, со знанием " неявным", которым можно овладеть только в процессе практической деятельности и благодаря которому, к примеру, теоретически хорошо подготовленный менеджер становится профессионалом высокого класса, мастером своего дела. Перспективным направлением повышения эффективности и престижности экономического образования должно стать научение созданию организационно-экономических инноваций и инновационных систем. Подобное научение сможет переориентировать исследования на коммерчески значимые разработки и обеспечить эффект взаимосвязи технологической деятельности с инновационным экономическим ростом.

В заключение хотелось бы отметить, что место и роль, которые займет и будет играть Россия в постиндустриальном глобальном капиталистическом обществе, в значительной степени определяются глубиной и темпами реформирования высшей школы в целом. Одним из серьезнейших препятствий, сдерживающих развитие новых подходов в системе высшего образования, является, как нам кажется, субъективный фактор. Основная нагрузка при реформировании высшего образования ложится на преподавателей, которые прежде всего должны переосмыслить свое место и роль в учебном процессе и студенческой науке. Переориентация учебного процесса на усиление индивидуальной и самостоятельной работы студентов в соответствии с принципами «Болонского процесса» не противоречит традиционной аудиторной работе. Противоречие между этими двумя составляющими преподавательской деятельности - чисто психологическое. Преподаватель как носитель информации и знаний и преподаватель как организатор учебной и исследовательской работы - это две стороны одной медали. Следовательно, основное препятствие развитию образовательных инноваций - это не противоречие между этими двумя направлениями деятельности преподавателя, а использование морально устаревших знаний и несоответствующих современным проблемам методов обучения.

 


 

Заключение

 

После проведенного исследования можно сказать, что цель работы достигнута. Сделаем следующие выводы.

«Новая экономика» в широком смысле представляет собой экономику принципиально нового качества, где изменяется отношение человека (не только как экономического субъекта) к общественному и личному труду, ко времени, к бизнесу, к новым технологиям, к образованию (которое становится закономерным, постоянным и естественным процессом), к знаниям, к творчеству и т д.

Исследование теории «новой экономики» на современном этапе осложняется отсутствием чётких представлений о целях и закономерностях движения нашего российского общества. Экономические и политические ситуации в России не позволяют сделать достоверные выводы о будущей экономической модели, что, в свою очередь, приводит к многовариантности возможных моделей развития экономики в РФ.

Место и роль, которые займет и будет играть Россия в постиндустриальном глобальном капиталистическом обществе, в значительной степени определяются глубиной и темпами реформирования высшей школы в целом. Одним из серьезнейших препятствий, сдерживающих развитие новых подходов в системе высшего образования, является, как нам кажется, субъективный фактор. Основная нагрузка при реформировании высшего образования ложится на преподавателей, которые прежде всего должны переосмыслить свое место и роль в учебном процессе и студенческой науке. Переориентация учебного процесса на усиление индивидуальной и самостоятельной работы студентов в соответствии с принципами «Болонского процесса» не противоречит традиционной аудиторной работе. Противоречие между этими двумя составляющими преподавательской деятельности - чисто психологическое. Преподаватель как носитель информации и знаний и преподаватель как организатор учебной и исследовательской работы - это две стороны одной медали. Следовательно, основное препятствие развитию образовательных инноваций - это не противоречие между этими двумя направлениями деятельности преподавателя, а использование морально устаревших знаний и несоответствующих современным проблемам методов обучения.

В развитых странах непрерывное образование выполняет разнооб­разные образовательные, социальные и экономические функции, обес­печивая постоянное развитие (рост) человеческого капитала нации; удовлетворение образовательных потребностей населения; гибкую и быструю подстройку работников под изменяющиеся требования рынка труда и технологической среды; создание кадрового потенциала инно­вационного развития экономики и социальной сферы; смягчение без­работицы путем регулярного оттягивания значительной части работа­ющих в образовательную сферу; массированный дополнительный приток средств в систему образования за счет резкого увеличения мас­штабов образовательной деятельности; формирование новой техноло­гической и организационной культуры.

Более того, развитие системы непрерывного образования привело к созданию неформальной образовательной среды, которая окружает (сопровождает) индивида на протяжении всей его жизни. В России в на­чале 90-х годов прошлого века произошло резкое обесценение накоп­ленного человеческого капитала. Стихийным ответом на этот неблаго­приятный процесс явился бум высшего образования, направленный, в том числе, на восстановление человеческого капитала российской экономики. Однако вне развитой системы непрерывного образования человеческий капитал растет недостаточными темпами, что все острее ощущается всеми секторами экономики и социальной сферы, системой государственного и муниципального управления. Реальный сектор эко­номики испытывает все большую потребность в квалифицированных кадрах, не имея должного инструмента поддержания и повышения про­фессиональных квалификаций, технологической и общей культуры, культуры труда.

 

Список использованной литературы

 

1. Мельянцев В. Информационная революция - феномен новой экономики // Мировая экономика и международные отношения. 2013. №2. С.6

2. Стрелец И.А. Новая экономика и информационных технологий. М.: Экзамен, 2013. с. 137-138

3. Экономическая система нового типа: Учебное пособие / Г.П.Журавлева, Н.Н. Мильчакова, О.Н. Галюта. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. С. 78-82

4. Mann C.L. Global Electronic Commerce. Washington, DC: Institute for International Economics, 2000. P.25

5. Walt Street Journal. 2001. March 29.

6. Крапивный И. Проблемы устойчивого развития экономики Украиньї/Механізм регулювання економіки-2014.-№1.-С.179- 184

7. Кіщ А. ТЬе Chenging Расе of Accauntability: Monitoring and Assessing Institutional Performense in Higher Education//The Journal- 2009. - Vol. 71, № 4, рр. 411-431.

8. Майбуров И. Глобализация сферы высшего образования//Мировая экономика и международные отношения. - 2012. - № 3. -С. 10-18.

9. Стратегія економічного і соціального розвитку України «Шляхом европейської інтеграції» на 2004-2015 роки//https://www.niss.gov.ua.

10. Building Knowledge Economies: Opportunities and Challenges for EU Accession Countries/Final Report of the Knowledge Economy Forum.- Paris February 19-22, 2012.

11. Engel M. Ideology and the Politics of Higher Education/ The Journal of Higher Education. - 1984.-Vol 55, № 1, рр.19-34

12. Tompson H. Ignorance and Ideological Hegemony: A Critique of Neoclassical Economics// Journal of Interdisciplinary Economics. -2007, - №. 8(4), рр. 291-305.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.