Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. (Финансовый университет)






ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

 

Кафедра «Микроэкономика»

 

Курсовая работа

 

 

на тему:

 

 

«Роль Образования в условиях новой экономики»

 

Выполнила:

студентка группы ДЭФ1-1с

Диженина Наталья

 

 

Научный руководитель:

Варвус Светлана Анатольевна

 

 

Москва, 2015 г.

Содержание

 

 

 

Введение. 3

Раздел 1. Формирование категории «новая экономика». 5

Раздел 2. Экономика, основанная на знаниях. 10

Раздел 3. Стратегия развития высшего экономического образования в условиях формирования «новой экономики». 18

Заключение. 27

Список использованной литературы.. 29

 

 


 

Введение

 

Образование – это обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением. На представлении учения специализируется школьные, дошкольные и высшие, базовые и специальные учебные заведения, а также различные субъекты, влияющие на процесс развития и обучения личности. «Школа» — это греческое слово, означающее «времяпрепровождение», «досуг». И это не просто так: в системе образования молодой человек находится до четверти века под контролем педагогов, воспитателей в учебное и во вне учебное время. Поэтому ставится задача именно образованию формировать законопослушных граждан, относящихся с уважением к нормам, традициям, властным институтам. Правда, на этот счет есть и другие точки зрения.

В 1971 г. в США вышла книга Ивана Иллиха «Общество, отказавшееся от образования». Главная мысль автора данной книги - это отмена обязательного обучения. Так же автор предложил наложить запрет на требование документов об образовании, при приёме на работу. Он считал, что школа не развивает ребёнка как личность.

Этим был поставлен вопрос о реформации образования и его ограничении: что правильного в системе образования и чему эта система должна содействовать для индустриального развивающегося общества.

Актуальность исследования. Сегодня в мире происходит становление качественно новых явлений, получивших названия: глобальная экономика, экономика знаний, информационная экономика, виртуальная экономика, новая экономика.

Формирующаяся глобальная экономика, являясь внешней средой развития хозяйственной системы России, перестала иметь только количественное измерение. Она представляет собой не просто экономику в масштабах всей планеты, а является экономикой особого качества. В связи с этим возникает неотложность целенаправленного воздействия на процесс структурных преобразований с тем, чтобы формирующаяся структура национального хозяйства в наибольшей степени отвечала передовым тенденциям развития в XXI в. и обеспечила России достойное место в мировом хозяйстве.

На пеpвый плaн oбразовательной политики современной России как на федеральном, так и на региональном уровнях выходит разработ­ка прогнозов, сценариев, стратегий. Увы, до сих пор иногда амбициоз­ные стратегические документы пишутся лишь на основании консенсуса интересов и в лучшем случае на основании экспертных обсуждений. Странно, что в обществе, которое стремится построить экономику зна­ний, база знаний для выработки стратегий оставляет желать лучшего.

Однако эта ситуация меняется. В процессе стратегического плани­рования все большую роль начинают играть инновационные идеи, подкрепленные глубоким анализом и интеллектуально емкими разра­ботками. Значительную роль начинают играть и основательные срав­нительные исследования, рассматривающие проблемы российского образования в контексте мировых тенденций.

В развитых странах непрерывное образование выполняет разнооб­разные образовательные, социальные и экономические функции, обес­печивая постоянное развитие (рост) человеческого капитала нации; удовлетворение образовательных потребностей населения; гибкую и быструю подстройку работников под изменяющиеся требования рынка труда и технологической среды; создание кадрового потенциала инно­вационного развития экономики и социальной сферы; смягчение без­работицы путем регулярного оттягивания значительной части работа­ющих в образовательную сферу; массированный дополнительный приток средств в систему образования за счет резкого увеличения мас­штабов образовательной деятельности; формирование новой техноло­гической и организационной культуры.

Более того, развитие системы непрерывного образования привело к созданию неформальной образовательной среды, которая окружает (сопровождает) индивида на протяжении всей его жизни. В России в на­чале 90-х годов прошлого века произошло резкое обесценение накоп­ленного человеческого капитала.

Целью данной работы является выявление роли образования в условиях «новой экономики».

Предметом работы является эффективность методов исследования роли образования в современных экономических процессах.

Объектом работы выступает образование как двигатель «новой экономики».

Для достижения цели работы передо мной ставится задача провести исследование по следующим вопросам:

- формирование категории «новая экономика»;

- экономика, основанная на знаниях;

- стратегия развития высшего экономического образования в условиях формирования «новой экономики».

 


 

Раздел 1. Формирование категории «новая экономика»

 

Важнейшей мировой тенденцией формирования современного общества является переход от сырьевой и индустриальной экономики к так называемой «новой экономике», базирующейся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях. В настоящее время наукоемкие сектора «новой экономики» играют определяющую роль в экономическом развитии не только передовых стран, о чем свидетельствует рост ежегодного оборота на мировом рынке высоких технологий и наукоемкой продукции, который в несколько раз превышает оборот рынка сырья, включая нефть, нефтепродукты и газ. Одним из основных препятствий для становления «новой экономики» в России является очень низкий уровень внедрения в производство новых разработанных технологий. В связи с этим все более актуальным становится поиск путей обеспечения развития «новой экономики», знание ее сущности и содержания.

Сегодня еще нет возможности говорить о целостной теории «новой экономики», которая разделялась бы большинством научного сообщества. Ряд важнейших вопросов и по сей день остается дискуссионным, до конца нерешенным. И первыми в этом ряду можно назвать понимание сущности, ее исторического места, определения «новой экономики», выделение ее специфических черт и даже признание или отрицание самого феномена.

Термин «новая экономика» появился в начале 1980-х годов, однако, тогда он использовался для описания экономики, которая в большей степени опирается на сферу производства услуг, чем на сферу производства товаров. В то время данный термин не употреблялся столь часто; факт его рождения в тот период даже не является общеизвестным; скорее, он стал предвестником того использования данного термина, которое мы наблюдаем на современном этапе.

В 90-е годы термин «новая экономика» стал использоваться в отношении высокотехнологичной экономики. Например, В. Мельянцев пишет, что прямой вклад компьютерного сектора в производство ВВП США возрос с 5-7% в 1990­1994 гг. до 19-21% в 1995-1999 гг. [1 с.6]. Потенциальное влияние электронных способов обмена на ВВП через улучшение использования ресурсов составляет в развитых индустриальных странах 1%, а в развивающихся странах - 0, 3% [4, с.25].

П. Ромер утверждает, что происходит увеличение экономических стимулов технологических изменений: растет доля расходов на НИОКР в общем объеме ВВП. Он также утверждает, что около 90% всех когда-либо существовавших ученых живут в наше время.

Несмотря на неоднозначность трактовки термина «новая экономика», он широко проник как в деловую, так и научную экономическую литературу. Часто историю появления новой экономики отсчитывают с 1993 года, когда к Интернету обращаются бизнес и средства массовой информации. Но иногда утверждают, что своим появлением этот термин обязан процессам, происходящим с 1995 г. на электронной бирже NASDAQ в США. Именно в конце 90-х гг. бум создания высокотехнологичных Интернет-компаний достиг в США своего пика, превратившись в высокодоходную коммерческую среду.

Термин «новая экономика» сегодня трактуется как синоним постиндустриальной ступени развития, в которой переплетаются традиционный сектор экономики с новыми элементами, придавая всей системе принципиально новое качество.

Если понимать под новой экономикой постиндустриальную ступень развития человеческой цивилизации, то тогда становится ясным ее историческое место (место в истории - после индустриальной экономики). По мнению Олвина и Хайди Тоффлеров, новые явления, возникшие в мировой экономике - это «новая цивилизация, в которой «неоэкономика» является лишь одной из составляющих»[5 с.3-4].

Иногда под «новой экономикой» (в узком смысле слова) понимается совокупность различных изменений, возникающих в современной индустриальной экономике, под влиянием высоких технологий на экономическое окружение, что ведет к изменению отдельных макроэкономических параметров [2 с.137-138].

Безусловно, исследование разного рода новшеств и их влияний на экономику чрезвычайно важно. Однако эти новшества, во-первых, всего лишь частность в экономике, во-вторых, хоть и важная частность, но скорее технологическая, а не экономическая. Экономическая наука должна видеть, прежде всего, экономические начала в экономике, а не функционально технологические.

Процесс исторического формирования «новой экономики» свидетельствует о том, что элементы последующей цивилизации возникают в предыдущей цивилизации. Сначала как единичные явления, затем набирают силу, их удельный вес возрастает, они уже образуют самостоятельный сектор, или подсистему в экономической системе. В этом случае, когда новая подсистема занимает преобладающее место, экономическая система получает ее название.

Большинство стран современного мира, в том числе и Россия, находятся только на пути к новой экономике. Отсюда необходимо различать «новую экономику» как экономическую систему с новым содержанием и как часть экономики. Некий технологически обусловленный фрагмент или сектор экономики, который состоит из высокотехнологичных отраслей, например, аэрокосмической, компьютерной и коммуникационной, программного обеспечения и биотехнологий, наряду с традиционным выделением в экономической системе по различным критериям «экономики образования», «экономики науки», «сетевой экономики», сектора «виртуальной экономики», «новой экономики домашнего хозяйства» и т.д.

В экономической литературе имеются самые различные терминологические определения «новой экономики». Во всяком случае близкие к нему по значению выступают понятия пост- и неоиндустриальное общество, информационная, виртуальная, сетевая экономики, экономики знаний, образования, науки и т.д. Общеизвестна экономическая доминанта индустриальной экономики - определяющее значение промышленного (индустриального) производства материальных товаров. В постиндустриальной экономике индустриальная составляющая теряет свою доминирующую роль из-за роста значимости технологического компонента, а основная производительная функция отводится науке, знаниям, сфере услуг (в ней должно быть занято не менее 50% всего работающего населения).

Появление термина «постиндустриальное общество» приписывается американскому социологу Д. Рисмену, который употребил его в названии своей статьи в 1958 г., или другому американскому социологу Д. Беллу, который в своем выступлении на международному семинаре в Зальцбурге в 1959 г. использовал это понятие.

Постиндустриальное («постэкономическое») содержание означает относительно: к производству - структурный сдвиг в сторону науки как непосредственной производительной силы и сферы услуг; к продукции - выход на первый план научных знаний, информации, духовных благ; к труду -становление всеобщего научного труда как творческой деятельности; к потребностям - решающее значение социально-духовных потребностей и т.д.Все эти характеристики способны сформировать целостную систему категорий «новой экономики» постиндустриализма.

Новые представления об источниках и факторах экономического развития позволяют по-новому воспринимать и оценивать образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки и опыт менеджмента, как те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направление экономического развития страны в целом.

Переход от индустриального общества к постиндустриальному - это значительно более масштабное и продолжительное явление. Оно предполагает формирование интеллектуального фактора (информации, знаний, творчества) как самостоятельного и важнейшего элемента хозяйственного развития. Если основной фигурой последнего столетия являлся предприниматель, бизнесмен, руководитель промышленного предприятия, то к числу «новых людей» новой экономики относятся ученые, математики, экономисты и разработчики интеллектуальной технологии. Экономической доминантой в таком обществе становится творческий труд.

Таким образом, новая экономика - это финансовая экономика, в которой финансовый контроль и управление осуществляют сверху; не финансы, обслуживают производство, а производство служит финансам; не зависимость финансов от производства, как это было раньше, а финансы кредитуют под себя производство; главным мотивом деятельности выступает не прибыль, а финансовая рента.

Иногда «новую экономику» представляют «экономикой знаний», в которой главенствующую роль играет не просто производство информационного продукта, а именно производство новых знаний над производством материальных ценностей.

Знания становятся таким очевидным и решающим фактором развития общества что они превращаются в стратегические ресурсы.

В экономике знаний важное значение имеет деловое знание -накопленный потенциал для целенаправленного координированного действия. Инновационное общество, способное к созданию новых знаний, опирается на высокий уровень образования, науки, культуры, духовности. Здесь особенно важно поддержание и умножение научно-образовательного потенциала, ускоренного развития сферы фундаментальной науки, системы общего и профессионального образования, воспроизводства интеллектуальной элиты в целом, обеспечения ее высокого социального статуса. Выделение этой экономической доминанты позволило отдельным ученым говорить о формировании «экономики образования», «новой экономики науки», где интеллектуальная рента превращается в фундаментальный источник социально-экономического развития, замещающий значительную часть природной ренты [3: 80, 81].


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.