Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структурирование времени






При встречах людей в группах или парах существует всего шесть различных способов проводить свое время. Э. Берн дал следующие определения этим шести видам структурироваия времени: уход, ритуалы, времяпрепровождение, деятельность, игры, интимность. По мнению Берна, все они способствуют удовлетворению структурного голода человека.

 

Рис. 2.2 Схемы транзакций

Поглаживание определяется как единица транзакции. Можно классифицировать поглаживания следующим образом: вербальные или невербальные, позитивные или негативные, условные или безусловные.

Сценарий жизни. В детстве каждый из нас пишет свой собственный сценарий жизни. Основной сюжет мы пишем в раннем детстве, до того, как научились говорить, а после лишь добавляем детали к нашему сценарию. К семи годам сценарий в основном написан, а в юношеском возрасте мы можем его пересмотреть. Будучи взрослыми, мы обычно не осознаем, что написали для себя сценарий жизни, тем не менее в точности ему следуем. Без осознания этого факта мы устраиваем нашу жизнь таким образом, что движемся к той финальной сцене, которую определили в детстве. Наряду с моделью эго-состояний концепция сценария жизни является краеугольным камнем транзактного анализа. Она особенно важна в психотерапевтической деятельности. При анализе сценария мы используем концепцию сценария жизни для понимания того, как люди могут неосознанно создавать себе проблемы и как они решают их.

Берн выдвинул идею о том, что еще на раннем этапе формирования сценария маленький ребенок уже имеет определенные представления о себе и окружающих его людях. Эти представления, по-видимому, остаются с ним всю жизнь и могут быть охарактеризованы следующим образом: «я – ОК» или «я – не ОК»; «ты – ОК» или «ты – не ОК».

Если объединить эти положения во всех возможных комбинациях, мы получим четыре установки о себе и других людях:

• я - OK, ты - OK;

• я – не OK, ты – OK;

• я – OK, ты – не ОК;

• я – не ОК, ты – не ОК.

Анализ жизненного сценария выявил один интересный факт, заключающийся в том, что, по-видимому, существует лишь шесть основных паттернов сценарного процесса. Известны шесть следующих паттернов сценарного процесса: Пока не; После; Никогда; Всегда; Почти; Открытый конец. Каждый из этих паттернов имеет собственную тему, описывающую конкретный способ проживания человеком своего сценария.

Сценарий «Пока не»: «Я не могу радоваться, пока не закончу работу».

Сценарий «После»: «Я могу радоваться сегодня, однако завтра должен буду за это заплатить».

Сценарий «Никогда»: «Я никогда не получаю того, что больше всего хочу».

Сценарий «Всегда»: «Почему это всегда случается со мной?»

Сценарий «Почти»: «В этот раз я почти достиг своего».

К. Таиби (Taibi, Hedges, 1974) выдвинул идею о существовании двух типов паттерна «Почти». Описанный выше паттерн он называет «Почти – тип 1». «Почти – тип 2» характерен для людей, которые достигают вершины горы, однако вместо того, чтобы оставить камень и отдохнуть, такие люди не замечают, что они на вершине. Они сразу же ищут более высокую гору и тут же начинают толкать на нее свой камень. Это повторяется бесконечно.

Сценарий с открытым концом (Открытый сценарий). Этот паттерн напоминает сценарии «Пока не» и «После» тем, что в нем присутствует точка раздела, после которой все меняется. Человеку с открытым сценарием время после этого момента представляется пустотой, как будто бы часть театрального сценария была утеряна.

Было обнаружено существование четко определенных наборов поведения, которые проявляются людьми перед тем, как войти в какое-либо сценарное поведение. Был составлен список из пяти таких непрерывных способов поведения, которые они назвали драйверами.

Известны пять драйверов: Будь лучшим, Радуй других, Старайся, Будь сильным, Спеши. Каждый из них характеризуется определенным набором слов, тоном голоса, жестами, положением тела и выражением лица. Пять драйверов также тесно связаны с шестью типами сценарного процесса. Наблюдая за паттернами драйверов какого-нибудь человека, можно достаточно точно предсказать его сценарный процесс.

Обнаружив главный драйвер, можно сделать вывод о типе главного сценарного процесса человека. Соответствия между драйверами и типами сценарного процесса приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1. ДРАЙВЕРЫ И ТИПЫ СЦЕНАРИЕВ

Главный драйвер Сценарный процесс
Будь лучшим Пока не
Радуй других После
Будь сильным Никогда
Пытайся Всегда
Радуй других + Пытайся Почти – тип 1
Радуй других + Будь лучшим Почти – тип 2
Радуй других + Будь сильным С открытым концом

Игнорирование в транзактном анализе – это бессознательное игнорирование информации, связанной с решением какой-то проблемы.

Мировосприятие и искажение. Каждый человек воспринимает окружающий мир по-своему, и ваше восприятие мира будет отличаться от любого другого. Мировосприятие определяют как структуру ассоциативных ответов, интегрирующую различные эго-состояния при реагировании на определенные стимулы. Мировосприятие предоставляет человеку целостный перцепту-альный, концептуальный, эмоциональный и двигательный способ определения себя, других людей и окружающего мира.

Для облегчения понимания этого формального определения мировосприятие предлагают рассматривать как «фильтр реальности».

Симбиоз имеет место тогда, когда двое или более людей ведут себя так, как будто вместе образуют одного человека. Люди, принимающие участие в таких взаимодействиях, не используют все имеющиеся у них эго-состояния. Обычно один из них исключает Ребенка и использует лишь Родителя и Взрослого, а другой занимает противоположную позицию, оставаясь в Ребенке и блокируя два других эго-состояния. При вхождении в симбиоз его участники чувствуют себя более комфортно. Каждый играет роль, которую от него ожидают, однако этот комфорт достигается за определенную плату: находящиеся в симбиозе блокируют многие свои способности и возможности, присущие им как взрослым.

Чувство рэкета определяется как обычная эмоция, зафиксированная и поощряемая в детстве, переживаемая в самых различных стрессовых ситуациях и не способствующая взрослому решению проблем. Рэкет представляет собой набор сценарных поведений, используемых вне нашего осознания как средство манипулирования окружением и включающее в себя переживания (ощущение) человеком чувства рэкета.

Игры и анализ игр. Можно выделить несколько характерных особенностей, присущих играм.

• Игры постоянно повторяются. Время от времени каждый человек играет в свою любимую игру. При этом игроки и обстоятельства могут меняться, однако паттерн игры всегда остается одним и тем же.

• Игры проигрываются вне осознания Взрослого. Несмотря на то что люди играют в одни и те же игры, они не осознают этого. Лишь на заключительной стадии игры игрок может спросить себя: «Как это опять могло случиться со мной?» Даже в этот момент люди обычно не понимают, что они сами начали игру.

• Игры всегда заканчиваются тем, что игроки испытывают рэкетные чувства.

• Игроки во время игр обмениваются скрытыми транзакциями. В любой игре на психологическом уровне происходит нечто совершенно отличное от того, что имеет место на социальном уровне. Мы знаем об этом потому, что люди играют в свои игры снова и снова, находя партнеров, игры которых подходят к их играм.

• Игры всегда включают в себя момент удивления или смущения. В этот момент игрок ощущает, что случилось нечто неожиданное.

Описание приведенных ниже техник предполагает достаточно глубокое знакомство с положениями тран-зактного анализа. Для этого можно порекомендовать следующие работы (Берн, 1998; Гулдинг, Гулдинг, 1997; Стюарт, Джойнс, 1996; Steiner, 1990; 1996; Schiff, Schiff, 1971; Karpman, 1968). -

Упражнения в приводимых ниже тренингах взяты из книг «Современный транзактный анализ» (Стюарт, Джойнс, 1996) и «Рожденные выигрывать» (Джеймс, Джонгвард, 1993).

Тренинг «Определение Эго-состояний»

Упражнение 1. «Эго-состояния-1»

Напишите по одному примеру каждого из трех способов своего поведения (Родитель, Взрослый, Ребенок) за последние сутки и связанных с этим мыслей и чувств.

Упражнение 2. «Эго -состояния-2 «

Вернитесь к вашим примерам, когда вы в последние сутки находились в эго-состояниях Ребенка, Родителя и Взрослого.

Эго-состояние Ребенка. Подумайте о каждом случае, когда вы находились в эго-состоянии Ребенка. Запишите, какие чувства вы испытывали и о чем думали. Часто к мыслям Ребенка можно довольно легко подойти, спросив себя: «Что я думал о себе?» Отметьте, что вы думали о себе, о других людях и вообще о мире. Наконец, вспомните, как вы себя вели, когда были в Ребенке. Наилучшим способом для этого является проигрывание себя в Ребенке, глядя в зеркало. Возможно, вам удастся вспомнить, какие события в прошлом вы проигрывали. Сколько вам было лет в каждом из этих случаев?

Эго-состояние Родителя. Аналогичным образом запишите чувства, мысли и поведение для каждого случая, когда вы находились в эго-состоянии Родителя. И снова проиграйте это событие, если хотите. Часто к мыслям Родителя легче всего подойти, спросив себя: «Что «говорят» во мне мать и отец (или другие родственники: тетя, дядя, дедушка)?» Убедитесь, что в тех случаях, когда вы были в Родителе, вы копировали поведение, мысли и чувства ваших родителей и других значимых взрослых. Вам, вероятно, будет легко определить того человека, которого вы копировали в каждом отдельном случае.

Эго-состояние Взрослого. Запишите набор связанных друг с другом поведений, мыслей и чувств для случая, когда вы были во Взрослом. Для того чтобы отличить Взрослого от Ребенка или Родителя, спросите себя: «Соответствует ли это поведение, мысли и чувства взрослому подходу к ситуации, происходящей в данный момент?» Если да, то это реакция Взрослого.

Упражнение 3. «Я человек, который»

Возьмите лист бумаги и озаглавьте его: «Я человек, который...» Затем за две минуты напишите все возможные способы закончить это предложение. После этого расслабьтесь и в течение некоторого времени осматривайте комнату, в которой вы находитесь. Для того чтобы помочь себе «войти» во Взрослого, сядьте на стуле прямо. Ногами упритесь в пол. Просмотрите ваши записи. Каждый вариант законченного предложения проверьте на то, является ли он отражением реальной действительности или написан с участием Ребенка. Если вы решите, что какие-то варианты составлены под влиянием Ребенка, подумайте, какова реальная действительность. Выделите свойственные Ребенку слова и употребите слова Взрослого. Например, если вы написали: «Я человек, который не умеет ладить с людьми», то это предложение можно переделать и так: «Я разумный и дружелюбный человек и вполне способен ладить с людьми». Измените подобным образом все продиктованные Ребенком варианты.

Теперь возьмите другой лист бумаги. За две минуты напишите все девизы и убеждения, которые вы слышали от своих родителей или значимых взрослых. Как и раньше, «включите» Взрослого. Посмотрите ваш список родительских девизов и убеждений. Отметьте, какие варианты отражают реальность, а какие продиктованы Родителем. Если вы решите, что некоторые варианты нуждаются в изменении в соответствии со «взрослой» реальностью, вычеркните их и замените на новые. Например, вы могли вычеркнуть: «Если у тебя сначала что-то не получается, пытайся еще и еще» и написать вместо этого: «Если у тебя сначала что-то не получается, измени то, что ты делаешь, так, чтобы получилось». Это упражнение можно делать в часы отдыха.

Упражнение 4. «Изучение состояний вашего «Я»

Выберите место, где вам не могли бы помешать. Выделите время, достаточное, чтобы представить каждую воображаемую ситуацию в деталях, рассмотрите следующие вопросы.

Ваш Родитель.

Вспомните в своем поведении что-нибудь, что вы заимствовали от родителей, и, если возможно, воспроизведите это своему мужу (жене), ребенку, друзьям или коллегам.

Вспомните какое-нибудь родительское утверждение, которое вы до сих пор слышите внутри себя и которому вы следуете, с которым вы боретесь или перед которым чувствуете смущение.

Ваш Взрослый.

Вспомните недавнюю ситуацию, в которой вы собрали факты и на их основе приняли разумное решение.

Вспомните недавнюю ситуацию, в которой вы чувствовали себя враждебно настроенным и агрессивным (или рассерженным, подавленным и т. д.) и тем не менее были способны разумно и правильно действовать, несмотря на ваши чувства.

Ваш Ребенок.

Вспомните какую-нибудь форму манипулирования, которую вы использовали в детстве и применяете до сих пор.

Вспомните, что доставляло вам радость в детстве и что вы с удовольствием делаете до сих пор.

Упражнение 5. «Ваши состояния «Я» Родителя»

Напишите важные сообщения, которые вы получили от каждого из трех состояний «Я» двух самых значительных родительских фигур.

Какие из этих сообщений вошли в ваши собственные состояния «Я»? Включите сюда чувства, мысли и поведение.

Упражнение 6. «Дом вашего детства»

Закройте глаза. Вообразите, что вы снова в доме вашего детства. Пусть возникнут картины прошлого. Не надо включать в них то, что должно находиться там. Пусть будет только то, что вы видите.

Что вы видите на самом деле? Людей? Мебель? Или что-то еще?

Осмотрите комнату в деталях – цвета, размер, обои, двери, окна и т. д. Попытайтесь заново пережить ваши ощущения по отношению к этому дому. Какие вы слышите звуки? Какие ощущаете запахи, прикосновения? Какой испытываете вкус?

Обратите внимание на ваши эмоции, когда вы переживаете прошлое.

Теперь начните осознавать людей, которые находились в доме вашего детства. Взгляните на их лица, жесты, позы, одежду. Как они взаимодействуют друг с другом? С вами? Какой вид драмы происходит? Комедия? Фарс? Трагедия? Сага? Что-то еще? Какие роли исполняются? Кто Преследователь, Жертва, Спаситель? Каковы ваши роли в этой драме?

Чтобы возвратить воспоминания о доме вашего детства, вам может потребоваться несколько посещений. Вы можете также побывать в нескольких домах, связанных с вашим детством.

Упражнение 7. «Прикосновение к вашему детству»

Возьмите ваш семейный альбом или любую вашу детскую фотографию. Медленно изучите фотографии. Дайте появиться вашим воспоминаниям.

Это были счастливые времена? Печальные? Ничем не примечательные? Что происходило тогда в вашей жизни?

Вспомните себя в возрасте младенца, дошкольника, школьника. Сравните эти образы.

Что вы видите на этих фотографиях из того, что видите в себе сейчас? Видите ли вы на этих фотографиях что-нибудь из того, что вам хотелось бы увидеть в себе сейчас?

После изучения своей фотографии представьте себя этим ребенком, сидящим в тихом, уединенном месте, возможно, в любимом прибежище вашего детства. Прислушайтесь к болям, радостям, сильным желаниям вашего внутреннего Ребенка. Что думает этот Ребенок о себе?

Продолжайте оставаться там, пока вы не узнаете что-нибудь примечательно новое о себе как о Ребенке.

Упражнение 8. «Ваш Ребенок в настоящее время»

Попытайтесь обнаружить, как активизируется ваше состояние «Я» Ребенка в настоящем. Начните с осознания того, как вы себя ведете:

Когда вы напряжены, больны, устали, расстроены и т. д.; когда кто-то выступает Родителем по отношению к вам; когда Ребенок другой личности раздражает или привлекает вашего Ребенка; когда вы идете в гости; когда вы хотите что-то от кого-нибудь.

Теперь попытайтесь обнаружить, нет ли у вас привычки поступать неподходящим образом в роли Ребенка.

Может быть, вы делаете или говорите то, что вызывает неодобрительные взгляды или насмешки окружающих? То, что заставляет людей прервать разговор или приводит их в замешательство? Существуют ли люди, которым вы обычно отвечаете из состояния «Я» Ребенка? Если это так, то почему это происходит? Когда вы с ними общаетесь, что вы чувствуете и как себя ведете? Принимаете ли вы ответственность за характер ваших отношений?

Если вы обнаружите несоответствующие типы Детского поведения, поищите альтернативные пути своего поведения.

Упражнение 9. «Осознание фантазий»

Постарайтесь отключиться от того, что происходит вокруг вас, и начать осознавать, что происходит внутри вас.

Совершали ли вы фантастическое путешествие в какое-нибудь особенное место? Разговаривали ли с каким-то необыкновенным человеком? Спорили? Соблазняли? Оправдывались? Ссорились? Репетировали будущее событие? Играли роль супермена или воображали себя кем-нибудь другим, кто вызывал ваше восхищение?

Можете ли вы определить, какая часть вашего Ребенка фантазирует? Способны ли вы слышать других, когда фантазируете?

Упражнение 10. «Ваши детские адаптации»

Вспомните способы добиться того, чего вы хотите, которыми вас учили, – словесные и невербальные. Попытайтесь сравнить, что вы хотели сделать (например, влезть к папе на колени, не спать допоздна, играть с детьми), с тем, что вы должны были делать (например, вести себя сдержанно, рано ложиться спать, выполнять задания родителей перед тем, как играть).

Какие слова, взгляды и т. д. использовались, чтобы сдерживать вас? А чтобы подбодрить вас? Какие ограничения вашей деятельности были приняты и как их осуществляли? Были они разумными и необходимыми или ущемляли ваши права?

Теперь выберите определенное событие и переживите его заново. Посмотрите, кто участвовал в нем. Прислушайтесь к тому, что было сказано тогда. Снова почувствуйте то, что вы чувствовали тогда.

Спросите себя, когда в настоящее время вы чувствуете себя так же? Вы поступаете по отношению к кому-нибудь сейчас так же, как поступали ваши родители по отношению к вам тогда?

Какими были ваши типы адаптации к родительским требованиям? Вы соглашались? Когда? Вы отдалялись? Когда? Вы старались промедлить? Когда и как? Был ли

среди этих типов поведения один, преобладающий над другими? Как эти типы адаптации действуют в вашей жизненной драме в настоящем? Насколько соответствуют ваши детские типы адаптации вашей жизни в настоящем? Какие адаптации остались полезными для вас? Смущающими вас? Сковывающими ваши возможности? Губительными для вас или окружающих?

Если вы обнаружите типы адаптации, которые мешают вам теперь, представьте противоположное поведение. Если вы обычно уступаете людям, что будет, если вы не проявите уступчивости? Если вы обычно отдаляетесь от других, что будет, если вы попытаетесь вовлечь их в свои проблемы? Если промедление – это ваш стиль, что будет, если вы прекратите медлить и примете несколько быстрых решений?

Когда вы обдумывали противоположное поведение, не активизировались ли в вашей голове старые записи Родителя? Если так, то прокрутите эти слова снова. Затем произнесите их громко вслух. Какие записи в вашем Ребенке активизируются этими словами?

Сядьте на стул, представьте вашего Родителя, сидящего перед вами. Используя слова, которые вы услышали, начните ваш диалог. Скажите вашему Родителю, что вы собираетесь поступать исходя из позиции Взрослого, но не собираетесь делать что-либо деструктивное по отношению к себе или к кому-либо.

Упражнение 11. «Потеря родителя»

1. Упражнение для тех людей, которые в детстве лишились одного из родителей не из-за его смерти, а по какой-то другой причине, например в результате развода, болезни и последующей госпитализации, войны, длительных служебных командировок.

Если это произошло с вами, спросите себя: как объяснялось отсутствие родителя в вашей семье? Позволяли ли вам говорить об этом? Какие вы задавали вопросы? Как к ним относились другие? Обвиняли ли вы кого-нибудь в отсутствии родителя? Если родитель время от времени возвращался, были ли вы счастливы? Смущены? Обижены? Или реагировали на это как-то еще? Менялось ли что-нибудь в вашей жизни, когда родитель возвращался?

Расскажите родителю, что вы чувствовали, когда он вас оставил. Позвольте родителю ответить вам. Выразите свои чувства. Если вы чувствуете, что он поступил правильно, попытайтесь простить вашего родителя.

2. Упражнение для людей, чей родитель умер, когда они были детьми. Если ваши чувства слишком сильны, не доводите упражнения до конца. Позвольте себе пережить заново прошлое, насколько вы сможете это вынести. Вы можете сделать это с интервалами и в небольших дозах.

В воображении вернитесь к тому дню, когда умер ваш родитель. Кто сказал вам об этом? Что вы делали? Что вы чувствовали? Печаль? Безумие? Одиночество? Что делали и говорили другие люди?

Теперь представьте этого родителя сидящим на стуле перед вами. Расскажите ему, что происходило с вами за это время и что вы чувствовали при этом. Выразите ваши чувства.

После того как вы почувствуете, что высказали все, что было необходимо для вас (это может занять несколько сеансов), скажите умершему: «Прощай».

Упражнение 12. «Ваш Маленький Профессор»

Цель упражнения – помочь клиенту осознать, как он использует свое Эго-состояние Ребенка для достижения позитивных результатов в различных областях.

1. Проверьте, насколько точна ваша эмпатия – способность настраиваться на невербальные сообщения и понимать чувства других людей.

Вспомните несколько различных ситуаций с участием знакомых вам людей, которые могли бы честно открыть вам свои мысли и чувства, – членов вашей семьи, коллег, соседей по дому или даче и т. д. Желательно, чтобы эти люди отличались друг от друга по полу, возрасту, национальной принадлежности и т. д.

Спросите себя: что этот человек чувствовал по отношению ко мне или к данной ситуации? Что он думал обо мне (о данной ситуации)?

Напомните им о тех событиях и опишите свое представление об их чувствах. Попросите их помочь вам проверить, насколько точна ваша интуиция.

Она правильна большую часть времени? Временами? Крайне редко? Вы «читаете» одних людей легче, чем других? Оцените ваши творческие возможности.

2. Вспомните события прошлой недели.

Не пытались ли вы сделать что-нибудь по-новому? Придать чему-нибудь новую форму, предложить оригинальную идею, по-другому вести себя с людьми?

Можете ли вы отметить, как ваша творческая изобретательность или недостаток в ней проявились в каком-нибудь событии вашего детства? Нет ли в вашей памяти записей, которые содержат осуждающие или одобряющие сообщения относительно ваших творческих возможностей? Если вы найдете недостаточными ваши творческие возможности, попытайтесь на этой неделе проявить активность, сделать что-нибудь по-новому.

3. Вспомните ваше умение манипулировать.

Что вы делали в детстве для того, чтобы получить то, что вы хотели? Разыгрывали из себя больного? Послушного? Пускали в ход обаяние? Обижались? Что-то еще? Кем вам было легче манипулировать? Существовал ли кто-нибудь, на кого вы были неспособны повлиять?

Теперь вспомните людей, с которыми вы сталкиваетесь в настоящее время. Как вы считаете, вы манипулируете ими? Если это возможно, спросите у них, что вы для этого делаете.

4. Вы помните, что вам казалось волшебством в детстве?

Наблюдать чье-нибудь возникновение и исчезновение? Чувствовать себя великаном или карликом, окруженным великанами? Верить, что кто-то или что-то спасет вас? Обладать счастливым амулетом?

Как это переносится в вашу взрослую жизнь? Вы по-прежнему хотите, чтобы вас спасали? Чувствуете ли вы иногда себя карликом? Вы рассчитываете на «волшебство» вашей улыбки? Вашего прикосновения? Вашей манеры говорить? Ваших жестов? Не кажется ли вам, что некоторые люди, окружающие вас в настоящем, обладают волшебными качествами? Есть ли кто-нибудь в вашей жизни, кто кажется вам похожим на колдунью?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.