Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Невербальная коммуникация






В общение людей всегда включены эмоции общающихся, которые определенным образом относятся и к

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 116


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 117 of 147

коммуникации, и к тем, кто вовлечен в общение. Именно это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией. Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы: оптико-кинетическую; пара- и экстралингвистическую; организацию пространства и времени коммуникативного процесса; визуальный контакт. Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение

речи, репрезентацию эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

1. Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела. Жестикуляция — в невербальном общении задействуются руки; мимика — участие лица и лицевых мышц; пантомимика — участие позы. Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Ч. Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных. Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например, в различных национальных культурах. (Всем известны недоразумения, которые возникают иногда при общении русского и болгарина, если пускается в ход утвердительный или отрицательный кивок головой, так как воспринимаемое русским движение головы сверху вниз интерпретируется как согласие, в то время как для болгарской «речи» это отрицание, и наоборот.) Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделялась особая область исследований — кинесика, которая специально занимается этими проблемами.

2. Паралингвистическая и экстралингвиспгическая системы знаков. Паралингвистическая система — это система вокализации, т. е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. В разных возрастных группах для осуществления невербальной коммуникации выбираются различные средства. Так, дети часто используют плач как средство воздействия на взрослых и способ передачи им своих желаний и настроений. Все эти так называемые околоречевые приемы увеличивают семантически значимую информацию.

3. Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку, как компонент коммуникативной ситуации. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.

Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики

3. Холл, который называет проксемику «пространственной психологией», исследовал первые формы
пространственной организации общения у животных. В случае человеческой коммуникации предложена
особая методика оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Так, Холл
зафиксировал, например, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные

американской культуре: интимное расстояние (0—45 см), персональное расстояние (45—120 см), социальное расстояние (120—400 см), публичное расстояние (400—750 см). Каждое из них свойственно особым ситуациям общения. Эти исследования имеют большое прикладное значение, прежде всего при анализе успешности деятельности различных дискуссионных групп.

4. Следующая специфическая знаковая система, используемая в невербальном коммуникативном процессе,
— это «контакт глаз», имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны
с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия — движения глаз. В
социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена
статики и динамики взгляда, избегание его и т. д. «Контакт глаз» на первый взгляд кажется такой знаковой
системой, значение которой весьма ограничено, например, пределами сугубо интимного общения.
Действительно, в первоначальных исследованиях этой проблемы «контакт глаз» был привязан к изучению
интимного общения. М. Аргайл разработал даже определенную «формулу интимности», выяснив
зависимость степени интимности, в том числе и от такого параметра, как дистанция общения, в разной мере
позволяющая использовать контакт глаз. Однако позже спектр таких исследований стал значительно
шире:
знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения.
Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, т. е.
сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить ее, поощряет партнера к продолжению
диалога, наконец, способствует тому, чтобы обнаружить полнее свое «Я», или, напротив, скрыть его.
Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют
большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая
способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной
коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как
намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен
информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.


Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с.



Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru


118 of 147







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.