Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Феноменалистический подход






Ведущий принцип и когнитивной и феноменалистической психологии заключается в том, что поведение рассматривается как результат восприятия индивидом ситуации в данный момент. Феноменалистический подход к поведению, которое неразрывно связано с Я-концепцией, объясняет поведение индивида исходя из его субъективного поля восприятия, а не на основе аналитических категорий, заданных наблюдателем. Карл Роджерс — автор особого подхода в психотерапии, получившего название «терапия, центрированная на клиенте». Основные положения теории Роджерса выглядят следующим образом:

— сущность теории личностного Я заключается в том, что человек живет главным образом в своем индивидуальном и субъективном мире;

— Я-концепция возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности с социальной. Этот процесс не получает детального описания у Роджерса, но, по-видимому, его точка зрения близка к взглядам Кули и Мида;

— Я-концепция выступает как наиболее важная детерминанта ответных реакций на окружение индивида. Я-концепция предопределяет восприятие значений, приписываемых этому окружению;

— вместе с Я-концепцией развивается потребность в позитивном отношении со стороны окружающих, независимо от того, является ли данная потребность приобретенной или врожденной. Эту потребность также можно рассматривать с точки зрения стремления личности к самоактуализации.

— Поскольку позитивное отношение к себе зависит от оценок других, может возникнуть разрыв между опытом индивида и его потребностью в позитивном отношении к себе. Так возникает рассогласование между «Я» и реальным опытом, иными словами, развивается психологическая дезадаптация. Дезадаптацию следует понимать как результат попыток оградить сложившуюся Я-концепцию от угрозы столкновения с таким опытом, который с ней не согласуется. Это приводит к искаже-

ниям в восприятии опыта или к игнорированию опыта в форме неверной его интерпретации.

— Развитие Я-концепции — это не просто процесс накапливания данных опыта, условных реакций и
навязанных другими представлений. Я-концепция представляет собой определенную систему. Изменение
одного ее аспекта может полностью изменить природу целого. Таким образом, Я-концепция — это прежде
всего система самовосприятий человека.

В рамках структуры Я-концепции К. Роджерса существует по крайней мере три основные модальности: 1) «реальное Я» — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности,

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 107


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru


108 of 147


роли, свой актуальный статус, т. е. с его представлениями о том, каков он на самом деле;

2) «зеркальное (социальное) Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие;

3) «идеальное Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать. Хотя «реальное Я» и «идеальное Я» являются довольно размытыми понятиями, тем не менее существует способ измерения их конгруэнтности (совпадения). Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительно высокой гармонии «реального Я» и «идеального Я» (о высокой самооценке). При низкой же конгруэнтности (низкой самооценке) отмечается высокий уровень тревожности, признаки депрессии. При рождении обе подструктуры структуры «Я» полностью конгруэнтны, и поэтому этому человек изначально добр и счастлив. Впоследствии, благодаря взаимодействию с окружающей средой, расхождения между «реальным Я» и «идеальным Я» могут приводить к искаженному восприятию реальности — субцепции, по теории К. Роджерса. При сильных и длительных расхождениях между «реальным Я» и «идеальным Я» могут возникать психологические проблемы. Например, студенты с высокой самооценкой в случае неудачи (например, провал на экзамене) пытаются установить контакт с преподавателем и пересдать предмет. При повторных попытках их показатели только улучшаются. Студенты с низким уровнем самооценки отказываются от дальнейших попыток пересдать экзамен, увеличивают свои трудности, избегают ситуаций, где они могли бы проявить себя, чаще страдают одиночеством.

Однако К. Роджерс полагает, что благодаря психотерапевтическому воздействию восприятие «идеального Я» становится более реалистичным и «реальное Я» начинает больше гармонировать с миром. Оказывается, что основным показателем благополучия личности является самооценка. Что же отражает адекватная и неадекватная самооценка?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.