Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когнитивная теория личности






Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли (1905—1967). По его


Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с.



Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 102 of 147

мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, — это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем.

Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Любое событие открыто для многократного интерпретирования. Главным понятием в этом направлении является «конструкт» (от англ. construct — строить). Это понятие включает в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, называются личностными конструктами (Франселла Ф., Баннистер Д., 1987). Конструктэто своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя.

С точки зрения Келли, каждый из нас строит и проверяет гипотезы, одним словом, решает проблему, является ли данный человек спортивным или неспортивным, музыкальным или немузыкальным, интеллигентным или неинтеллигентным и т. д., пользуясь соответствующими конструктами (классификаторами). Каждый конструкт имеет «дихотомию» (два полюса); «спортивный/неспортивный», «музыкальный/немузыкальный» и т. д. Человек выбирает произвольно тот полюс дихотомического конструкта, тот исход, который лучше всего описывает событие, т. е. обладает лучшей прогностической ценностью. Одни кон-

структы пригодны для описания лишь узкого круга событий, в то время как другие обладают широким

диапазоном применимости. Например, конструкт «умный/глупый» вряд ли подойдет для описания погоды, а

вот конструкт «хороший/плохой» пригоден фактически на все случаи жизни.

Люди отличаются не только количеством конструктов, но и их местоположением. Те конструкты, которые

актуализируются в сознании быстрее, называют динатными, а которые медленнее — субординатными.

Например, если встречая какого-то человека, вы сразу оцениваете его с точки зрения того, является ли он

умным или глупым, и только потом — добрым или злым, то ваш конструкт «умный» является динатным, а

конструкт «добрый/злой» — субординатным.

Дружба, любовь и вообще нормальные взаимоотношения между людьми возможны только тогда, когда

люди имеют сходные конструкты. Действительно, трудно представить себе ситуацию, чтобы успешно

общались два человека, у одного из которых доминирует конструкт «порядочный/непорядочный», а у

другого такого конструкта нет вообще.

Конструктная система не является статическим образованием, а находится в постоянном изменении под

влиянием опыта, т. е. личность формируется и развивается в течение всей жизни. В личности доминирует

преимущественно «сознательное». Бессознательное может относиться только к отдаленным

(субординантным) конструктам, которыми при интерпретации воспринимаемых событий человек

пользуется редко.

Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у

человека в течение жизни, содержит в себе и ограничения. Однако он не считал, что жизнь человека

полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные

предсказания. Внешний мир — не злой и не добрый, а такой, каким мы конструируем его в своей голове. В

конечном итоге, по мнению когнитивистов, судьба человека находится в его руках. Внутренний мир

человека субъективен и является, по мнению когнитивистов, его собственным порождением, и каждый

интерпретирует внешнюю реальность через свой внутренний мир.

Основным элементом данной концепции является личностный конструкт. В свою очередь, система

личностных конструктов делится на два уровня:

1) блок «ядерных» конструктов — примерно 50 основных конструктов, которые находятся на вершине конструктной системы, т. е. в постоянном фокусе оперативного сознания. Этими конструктами человек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми;

2) блок периферических конструктов — это все остальные конструкты. Количество этих образований индивидуально и может варьировать от сотен до нескольких тысяч.

Целостные свойства личности выступают как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов. Выделяют два типа целостной личности: когнитивно сложная личность (личность, у которой имеется большое количество конструктов) и когнитивно простая личность (личность с небольшим набором конструктов).

Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивно простой, отличается следующими характеристиками:

1) имеет лучшее психическое здоровье;

2) лучше справляется со стрессом;

3) имеет более высокий уровень самооценки;

4) более адаптивна к новым ситуациям. Для оценки личностных конструктов (их качества и количества) существуют специальные методы.

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 102


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 103 of 147

Наиболее известный из них «тест репертуарной решетки» (Франселла Ф., Баннистер Д., 1987). Испытуемый сравнивает одновременно между собой триады (список и последовательность триад составляются заранее из людей, играющих важную роль в прошлой или настоящей жизни данного испытуемого) с целью выявления таких психологических характеристик, которые есть у двух из сравниваемых трех людей, но отсутствуют у третьего человека.

Например, вам предстоит сравнить преподавателя, которого вы любите, свою жену (или мужа) и себя. Предположим, вы считаете, что у вас и вашего преподавателя есть общее психологическое свойство — общительность, а у вашего супруга (и) такое качество отсутствует. Следовательно, в вашей конструктной системе есть конструкт «общительность/необщительность». Таким образом, сравнивая себя и других людей, вы раскрываете систему своих собственных личностных конструктов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.