Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Окончание. Название Возраст Ведущая деятельность.Кризис Раннее детство От 1 года до 3 лет Предметно-манипулятивная деятельность






 

Название Возраст Ведущая деятельность.Кризис
Раннее детство От 1 года до 3 лет Предметно-манипулятивная деятельность. Кризис трех лет: Самоутверждение, «Я — сам», отделение от взрослого, впервые — ощущение собственной личности
Дошкольный От 3 до 7 лет Игровая деятельность. Включение в группу ровесников в детском саду
Младший школьный От 7 до 10 (11) лет Учебная деятельность. Кризис семи лет — кризис смены деятельности. Ребенок начинает заниматься общественнозначимой деятельностью. Формирование произвольности и рефлексии
Подростковы й От 10(11) до 14 (15) лет Интимно-личностные отношения со сверстниками (или общественнополезная деятельность). Формирование подростковой субкультуры. Подростковый кризис — протест против взрослой жизни, попытка отделения
Ранняя юность От 14 (15) до 17(18) лет Учебно-профессианальнаая деятельность. Кризис — выход в жизнь (позитивный или негативный выход)

В основу возрастной периодизации Д. Б. Элькониным был положен принцип ведущей деятельности.

Ведущая деятельность — эта такая деятельность, которая в данный момент ведет психическое развитие

возраста. В ведущей деятельности появляются и реализуются новообразования возраста, здесь же

зарождается потребность в новой ведущей деятельности. Необходимо добавить, что переход из одного

возраста в другой происходит через кризис. Кризис в контексте развития личности необходим. Это

переход на новый уровень самостоятельности личности.

Итак, рассмотрим два основных этапа формирования личности, описанных в психологической литературе.

По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность «рождается дважды».

Первое рождение личность получает в возрасте трех-четырех лет. На этом этапе развития, согласно

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 94


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru


95 of 147


вышепреведенной периодизации, возникает кризис трех лет: ребенок уверенно заявляет о собственном Я, настаивает на том, чтобы выполнить свои действия самостоятельно. Ребенок уже может продуктивно общаться со взрослым (развитие личности ребенка немыслимо без участия взрослого). Личность начинается с определенного поступка в неопределенной ситуации. Такая ситуация есть борьба двух равнозначных побуждений или мотивов, выбор между которыми трудноосуществим. Хрестоматийным примером первого рождения личности является «феномен горькой конфеты», описанный А. Н. Леонтьевым. Так, ребенку предлагается достать

лежащий на столе предмет (и получить за это в награду вкусную конфету), не вставая со стула, который стоит достаточно далеко. Совершенно ясно, что так достать предмет невозможно, и, пока экспериментатор будет находиться в комнате, ребенок не встанет со стула. В данной ситуации как раз и воспроизводится борьба двух побуждений (мотивов): один из них — будущая награда, а другой — это социокультурный запрет, договоренность с взрослым об условиях.

Далее взрослый на несколько минут выходит из комнаты, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помещения. И тогда ребенок, видя, что взрослого нет, быстро встает со стула и забирает со стола искомый предмет. В следующий момент входит взрослый и видит, что задача решена, но спрашивает, вставал ли ребенок со стула. Ребенок отвечает, что не вставал, и тогда экспериментатор предлагает в награду конфету. И тогда возникает феномен — уникальное явление, когда ребенок отказывается от предложенной конфеты и плачет. Конфета в данном случае оказалась незаслуженной наградой, последствием нарушения социокультурной договоренности, т. е., по выражению А. Н. Леонтьева, «горькой по личностному смыслу». Таким образом, в ребенке происходит борьба и структурирование мотивов: один из мотивов становится ведущим, а другой соподчиненным. Таким образом в ребенке происходит рост личности, ведь именно структура мотивов есть ядро личности.

Второе рождение личности становится возможным тогда, когда подростку предоставляется право самостоятельного выбора, например, будущей профессии. Он вынужден будет выбирать, опираясь на собственные побуждения и осознавая их. Согласно А. Н. Леонтьеву, второе рождение личности есть осознание ее мотивов, потому что осознавая свои мотивы человек может изменить их структуру, а значит, и ядро личности, и родиться второй раз.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.