Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция внутренней речи Л. С. Выготского






Над проблемой связи речи и мышления работали и работают до сих пор множество отечественных и зарубежных психологов.

Л. С. Выготский придавал огромную роль словесному значению в развитии человеческой психики и процесса мышления. Описание открытых им феноменов в книге «Мышление и речь» (1934) более чем на 20

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 87


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru


88 of 147


лет опережает открытие американскими исследователями Н. Хомским И Дж. Миллером генеративного

принципа порождения речи.

Однако для создания речевого сообщения необходим скрытый от внешнего наблюдателя подготавливающий

процесс. Для понимания принятого сообщения и адекватной реакции на него также требуется внутренняя

психологическая деятельность. Такого рода факты обратили внимание исследователей на особую область

психической реальности человека — внутреннюю речь.

Внутренняя речь представляет собой явление, качественно отличное от внешней речи, которое направлено

прежде всего на переработку воспринятой речи и подготовку высказываний.

Широко известна концепция внутренней речи, предложенная крупнейшим отечественным психологом Л.

С. Выготским (1896— 1934). По мысли ученого, внутренняя речь происходит из речи эгоцентрической.

Эксперименты Л. С. Выготского обнаружили у младших дошкольников существование непонятной для

окружающих формы речи, названной эгоцентрической, или «речью для себя». Эта детская эгоцентрическая

речь, по мысли Выготского, и является носителем развертывающихся процессов мышления ребенка. В это

время мышление маленького человека только вступает на путь интериоризации (перехода во внутренние,

свернутые формы).

Выготский доказывал, что эгоцентрическая речь — это не просто звуковой аккомпанемент внутреннего

процесса мышления, который сопровождает движение мысли. Эта странная речевая реальность —

эгоцентрическое мышлениеи есть единственная форма существования (рождения и развития) мысли

ребенка, и другого, параллельного, чисто умственного размышления у ребенка на этом этапе просто нет.

Только пройдя стадию эгоцентрической речи, мышление в ходе дальнейших преобразований и

интериоризации будет постепенно превращаться в умственный процесс, преобразовываясь во внутреннюю

речь.

Основной особенностью внутренней речи является ее сокращенный характер, как было выявлено в ходе

дальнейшего изучения этого явления.

Главными особенностями внутренней речи являются:

— фрагментарность;

— предикативность (опускаются подлежащее и связанные с ним слова, остаются предикаты);

— редуцирование фонетических моментов (фонетическая сторона речи сокращена, слова понимаются по намерению говорящего произнести их);

— преобладание смысла слова над его значением.

Смыслы слов, более динамичные широкие, чем их значения, обнаруживают иные законы объединения и слияния друг с другом, чем словесные значения. Этим и объясняется сложность воплощения мысли во внешней форме «звуковой речи», речи для других.

Итак, внешняя сторона речи (овладение языком как средством общения) развивается у ребенка от одного слова к сцеплению двух или трех слов, затем к простой фразе и сцеплению фраз, еще позже к связной речи, состоящей из развернутого ряда предложений.

Феномен же, который принято называть внутренней, смысловой, семантической речью, развивается в противоположном направлении. Ребенок начинает с целого предложения и только потом переходит к овладению отдельными смысловыми единицами, расчленяя свою слитную мысль на ряд словесных значений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.