Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эксплицитная и имплицитная память






Исследователи процесса хранения и воспроизведения информации в памяти выделяют имплицитную и эксплицитную память, также называемую осознаваемой и неосознаваемой или активной и пассивной. Впервые эффект имплицитного научения был получен Ребером в 1967 г.: он предлагал испытуемым автомат, который работал по сложной программе. Эту программу, названную «грамматикой», испытуемые имплицитно усваивали, не зная о том, что такая программа существует.

Имплицитная память —

Имплицитная память — это память без осознания предмета запоминания, или бессознательная память.

Эксплицитная память —

Эксплицитная память — это осознаваемая память.

Феномены имплицитной памяти были обнаружены не только при моторном научении, но в широком классе

задач, который используется в парадигме запечатления. Например, исследователь предлагал испытуемым

серию фотографий с изображением женщин с длинными и короткими волосами. Демонстрация фотографий

женщин с длинными волосами всегда сопровождалась рассказом об их доброте. В тестовой серии

испытуемых просили вынести суждение относительно «доброты» ранее не демонстрировавшейся женщины.

Испытуемый, как правило, оценивал эту женщину как добрую, если у нее были длинные волосы.

В 1984 г. психологи Граф и Шехтер описали больных амнезией, которые были способны к имплицитному

научению, но имели серьезные нарушения в эксплицитной памяти. Действие имплицитной памяти

проявляется в спонтанном отнесении примера к прототипу, в классификации объектов согласно имплицитно

усвоенному основанию и др. След имплицитной памяти имеет большую силу по сравнению со сле-

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 72


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 73 of 147

дом эксплицитной памяти, но одновременно он и более уязвим. При изменении семантического контекста продуктивность действия имплицитной памяти резко снижается. В экспериментах Шехтера и Графа был обнаружен феномен модальной специфичности имплицитной памяти. Оказалось, что имплицитная память чувствительна к смене модальности, особенно при переходе от зрительной к слуховой, тогда как на продуктивность эксплицитной памяти смена модальности не оказывает влияния. Чувствительность имплицитной памяти к модальности лежит в основе чувства «знакомости». Показано, что оценка стимулов как «знакомых» или как «незнакомых» во многом базируется на этом чувстве, причем само оно может быть неосознаваемым.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.