Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельность






Категория «деятельность» наряду с другими основополагающими психологическими понятиями, такими,

как «сознание», «личность», «общение» и т. д., имеет статус общенаучных понятий и даже

междисциплинарных категорий. Деятельность — предмет изучения многих наук: философии, социологии,

физиологии, инженерных дисциплин, психологии.

Деятельностьэто форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на

достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей

или освоением социального опыта.

Более общей категорией, с помощью которой определяется деятельность, выступает общепсихологическое

понятие «отношения» (В. Н. Мясищев). Оно является синтезом всей системы взаимодействий человека с

миром, включает рационалистические, эмоциональные, межличностные и многие иные аспекты.

Максимально общий характер понятия «отношения», позволяя преодолеть рационалистические традиции в

трактовке деятельности, одновременно создает основу для охвата всех реальных разновидностей

деятельности, разных их типов и даже классов.

Деятельность — это, однако, не только одна из форм отношения; это очень специфическая форма

отношения, имеющая два основных признака.

Во-первых, это отношение продуктивного типа, предполагающее получение некоторого результата. Он

может быть представлен, однако, не только в форме какого-либо продукта (изделия, ценности и др.), но и в

виде освоения человеком тех или иных знаний, умений, других форм социального опыта. Тем самым данное

определение указывает на наличие трех основных типов деятельности — не только собственно трудовой, но

также и игровой, и учебной.

Во-вторых, деятельность — это такое отношение, которое регулируется осознаваемой целью как идеальным

образом будущего результата. Цель выступает так называемым системообразующим фактором

деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. И в этом

заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека (скажем, от

импульсивной, непроизвольной активности). Содержание деятельности именно целью (изготовление

какого-либо продукта, получение каких-либо знаний).

Деятельностьэто целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта.

Наряду с этими аспектами существуют и иные, также важнейшие общепсихологические свойства

деятельности.

1. Предметность деятельности. Объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а
лишь будучи преобразованы

в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Деятельность, в свою очередь, направлена на определенный «внешнеположенный» по отношению к субъекту объект, который выделяется им в качестве предмета своей целенаправленной активности.

2. Субъектность деятельности. Деятельность всегда социально обусловлена, а значит — связана со значениями, зафиксированными в схемах, орудиях действия, в понятиях языка, социальных ролях и нормах. Свойство субъектности деятельности выражается в ее обусловленности всем прошлым опытом человека, его потребностями, его целями и мотивами, которые определяют направленность и избирательность деятельности.

3. Адаптивность деятельности, т. е. способность к гибким перестройкам и трансформациям при изменении условий ее реализации.

4. Системность деятельности. Деятельность предстает не рядоположеной суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом особо важно то, что у деятельности как целостности возникают такие новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их простой суммы, — так называемые системные качества деятельности. Деятельность является одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем.

В деятельности проявляются, а также, согласно С. Л. Рубинштейну, формируются и развиваются человек и его психика. Введение категории деятельности в психологию изменило представление о психическом как уникальном, специфическом явлении, имеющем статус эпифеномена. Анализ деятельности и особенностей ее влияния на психику позволил по-иному подойти к вопросам исследования психического. Последнее стало рассматриваться и как результат (психический образ, умение, состояние, чувство и др.), и как процесс. По мнению С. Л. Рубинштейна, психическое объективно существует прежде всего как процесс — живой, предельно динамичный, пластичный и гибкий, непрерывный, никогда изначально полностью не заданный.

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 42


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru


43 of 147


Психическое является таковым потому, что оно всегда формируется только в ходе непрерывно изменяющегося взаимодействия индивида с внешним миром и, следовательно, само непрерывно изменяется и развивается, все более полно отражая эту динамичность окружающей действительности и тем самым участвуя в регуляции всех действий, поступков и т. д. 1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.