Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные достижения отечественной психологии начала XX века. Принцип деятельности в психологии




В 1920—1930-х гг. отечественными психологами закладываются методологические основы психологии.

Главное достижение отечественной психологии — это положение о психике, которая формируется и

проявляется в деятельности.

Рассмотрим самые крупные фигуры, повлиявшие на ход развития отечественной психологии.

В работах С. Л. Рубинштейна(1889—1960) был сформулирован принцип «единства сознания и

деятельности».

«Сомкнуть сознание с процессом деятельности, объяснив, каким образом оно формируется в этом

процессе», — таков был подход Рубинштейна к предмету психологии. «Субъект в своих деяниях не только

обнаруживается и определяется. Тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его

деятельности можно определять и формировать его самого».

Главный постулат психологии деятельности в том, что общение человека с миром не является прямым

непосредственным (как на биологическом уровне), но совершается посредством его реальных действий с

объектами этого мира.

Такой подход изменял всю систему прежних взглядов на сознание.

А. Н. Леонтьев(1903—1979), другой ведущий отечественный психолог, также развивал положение о том,

что все, что совершается в психической сфере человека, укоренено в его деятельности.

Леонтьев подчеркивал, что деятельность — это особая целостность, которая не сводится только к сумме

действий. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь.

Деятельность это направленная активность человека.

Обращение к деятельности, как присущей человеку форме существования, позволяет изучать такие

категории, как:

— внутренний образ предмета;

— совершаемое человеком действие;

— мотив, побуждающий человека действовать;

— переживание человеком своего отношения к другим индивидам; •— личностные свойства и притязания человека.

Например, учебная деятельность, которую осуществляет студент, может направляться мотивом подготовки

к профессиональному труду, или мотивом приобщения к интеллектуальной элите, или мотивом общения со

сверстниками и т. д. В реальной жизни каждой деятельности обычно соответствуют несколько мотивов,

поэтому говорят о полимотивированности деятельности.

В рамках данного подхода обнаруживается, что структурные единицы деятельности подвижны. Если

сначала у человека действие вызывалось одним мотивом (прочитать учебник, чтобы подготовиться к

экзамену), то впоследствии сама деятельность может оказаться столь интересной сама по себе, вне учебного

процесса, что появится другая цель — перечитать всю литературу по данному предмету, например. Такое



явление А. Н. Леонтьев называл «сдвигом мотива на цель».

Деятельность можно различать по направленности: на объект внешнего мира, на другого человека, на

самого себя. Деятельность также различают по предмету: игровая деятельность, учебная деятельность,

трудовая деятельность и т. д.

Д. Б. Эльконинввел понятие ведущей деятельности, т. е. деятельности, которая соответствует наиболее

значимому мотиву в тот или иной возрастной период жизни человека.

Итак, обращение отечественных психологов к проблеме деятельности существенно расширило предметную

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций : учеб. пособие. 2006. - 248 с.

область психологии. К проблеме деятельности мы вернемся в следующих главах книги.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru


24 of 147



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал