Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрождения






Роль философии в начале тысячелетия сменяет религия, но и религия продолжала питаться идеями, заложенными греческими философами.

Ориген (185—253) обогащает христианскую мысль сокровищами античной учености, отталкиваясь от

учения Платона. Он резко противопоставляет душевное и телесное в человеке. Целью человеческой жизни

является созерцание Бога, борьба со страстями и освобождение от них.

Один из отцов христианской церкви Августин Аврелий (350—430) соединил аристотелевское

представление об иерархической организации души с христианской теологией. Он различает уровни

совершенствования разумной части души. Атрибутами души Августин считал Разум, Волю и Память. При

этом он наследовал взгляды Платона, считая Память самой значительной частью души, в которой заключена

идея Бога. Августин предлагает метод интроспекции (в христианской трактовке — исповеди) в качестве

основного средства познания души и этим во многом определяет пути психологической мысли.

Учение Фомы Аквинского (1225—1274) в XIII в. тоже базируется на понятиях греческих философов, в

частности Аристотеля. Фома развивает идеи Аристотеля, предложив учение о «лестнице форм», на которой

в иерархическом порядке располагаются растительный, животный и разумный типы души. Каждый из них

отвечает за порождение различных психических явлений соответственно: ощущения, представлений и

понятий.

 

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru


14 of 147


Только разумная душа, как и в учении Аристотеля, обладает бессмертием, в то время как растительная и

животная смертны. Фома Аквинский также конкретизирует термин «рефлексия» Плотина, описывая его как

последовательно сменяющие друг друга фазы познания внешнего мира.

В то же время, наряду с продолжением исследования традиционных для античной науки вопросов,

психология Средневековья занимается и новыми проблемами. Прежде всего к ним относится изучение

взаимосвязи психических и соматических болезней, проводившееся известным арабским психологом и

врачом Ибн Синой. Эти работы заложили основы современной психофизиологии, впервые вскрыли

природу стрессов и их влияние на состояние психики.

Гуманисты эпохи Возрождения, которые приходят следом, подымают так называемые сократические

вопросы, связанные с личностью, достоинством человека и его местом в мире. Основная заслуга философов

Возрождения заключалась в том, что они вернули в научный оби-

ход доаристотелевские представления о материальном состоянии души и подкрепили их обширными открытиями в области анатомии и техники, а также задействовали свои открытия в практической деятельности— в педагогике, архитектуре, живописи. Открытия Леонардо да Винчи можно считать уникальными. Он предвосхитил биомеханику — науку XX столетия, моделируя движения живых существ в технических устройствах, учитывая ведущую роль нервной системы в построении движений (например, конструируя крылья). Ему же принадлежит система основных эмоциональных состояний — аффектов, которые может испытывать человек. Ими являются радость, горе, распря и усилие.

Таким образом, в течение многих веков душа является предметом рассуждения античных философов и богословов эпохи Средневековья и Возрождения, а значит, можно говорить о понимании души (в контексте этих эпох) как предмета психологического знания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.