Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие психологии как науки






Н. Ю. Дмитриева

Общая психология

Шпаргалки

 

Издательство: Эксмо, 2008 г.; 32 стр.

 

 

Информативные ответы на все вопросы курса " Общая психология" в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Оглавление

1. Развитие психологии как науки

2. Поведение человека как объект психологических исследований

3. Высшие психологические функции

4. Восприятие. Ощущение

5. Восприятие внешнего мира

6. Психофизика

7. Предметность. Констатность

8. Ассоциативная психология

9. Память как высшая психическая функция

10. Сохранение, узнавание объектов

11. Эйдетическая и эмоциональная память

12. Аномалии памяти

13. Взаимодействие памяти и деятельности

14. Внимание как объект психологического исследования

15. Виды внимания

16. Свойства внимания

17. Исследования внимания

18. Функции эмоций

19. Аффект

20. Чувства

21. Эмоциональные состояния В психологии выделяют ряд основных эмоциональных состояний

22. Исследования эмоций

23. Психические состояния

24. Классификация психических состояний

25. Положительные и отрицательные психические состояния

26. Специфические психологические состояния

27. Мотивационная сфера психики

28. Концепции мотивации

29. Виды мышления

30. Формы мышления

31. Мыслительные операции

32. Мышление в психологии ассоцианизма. Вюрцбургская школа

33. Гештальтпсихология. Бихевиоризм

34. Психоаналитическая концепция. Концепция Пиаже

35. Когнитивная психология

36. Творческое мышление

37. Воображение

38. Интеллект

39. Интеллектуальное тестирование

40. Речь. Функции речи

41. Виды речи

42. Воля и волевые прцессы

43. Волевое действие

44. Принятие решений. Волевые расстройства

45. Сознание

46. Характеристики сознания

47. Функции и свойства сознания

48. Бессознательное

49. Философия бессознательного

50. Психические явления

51. Понятие личности

52. Тип личности

53. Подструктура опыта

54. Индивид. Социализация

55. Способности

56. Акцентуации личности

 

Развитие психологии как науки

Известному немецкому психологу XIX в. Герману Эб-бингаузу принадлежит афоризм: «Психология имеет долгое прошлое и краткую историю». Эти слова как нельзя лучше отражают суть исторического развития отрасли психологического знания. Ведь как самостоятельная наука психология сформировалась лишь к концу XIX в. Однако как особая отрасль знаний она существовала еще со времен древней истории. Обычно основоположником психологии принято считать Аристотеля, который написал первый систематический трактат о душе. Но «знание о душе» (а именно таков дословный перевод термина «психология» с греческого языка – «психе» и «логос», т. е. «душа» и «слово, знание») долгое время относили к области философии, религии или медицины.

В течение многих столетий предметом психологии так и считалась душа. Представления о ней во все века были неопределенны. Каждый исследователь предлагал свою концепцию. Так, например, в Древней Греции философ Гераклит считал душу и разум состоящими из мирового огня – первоначала всего сущего; Анакси-мен – из воздуха; Эмпедокл – из слияния корней всего сущего, четырех вечных стихий: земли, воды, воздуха и огня. Алкмеон впервые предположил, что «органом души» является мозг. До него считали, что душа «размещается» в сердце, в крови или вообще существует отдельно от тела. Все эти концепции очень далеки от современных представлений о психологии, однако так или иначе они способствовали накапливанию знаний о человеке.

Аристотель был тем, кто впервые сказал о неотделимости души от тела. Он также говорил о существовании трех видов души: растительной, животной и разумной. По его мнению, у человека все эти три вида сосуществовали вместе. Это был большой прорыв в познании о психике. Ведь если перевести эти представления на язык современной психологии, то можно сказать, что Аристотель открыл существование трех уровней – элементарного способа отражения на уровне простейших реакций на внешние раздражители, психофизиологии, за деятельность которой отвечает вегетативная нервная система и сознания – продукта активной деятельности головного мозга. Таким образом, у Аристотеля душа есть активное целесообразное начало живого тела, неотделимое от него.

Борьба идеалистического и материалистического представлений о душе перетягивали данную отрасль знания в сферу то богословия, то естествознания. Но ни та ни другая сфера не могла дать полного представления о человеке. Только в позапрошлом столетии сформировались четкие представления о предмете психологии, ее собственная методология и категориальный аппарат (набор основных понятий).

Таким образом, в настоящее время предметом психологии как науки является не размытое в своем толковании понятие души, а более строгое понятие психики. Объектом же исследования психологической науки являются закономерности возникновения и развития, а также проявления человеческой психики. Кроме того, к объекту исследования психологии относятся психические процессы и состояния человека, психические качества человека как биосоциальной системы, т. е. уникального существа, представляющего собой сложный сплав биологических и социальных свойств.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.