Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности вербальной и невербальной информации.






Социально-психологические исследования общения как информацион­но-коммуникативного процесса.

Социально-психологическая структура процесса коммуникации: обмен информацией, взаимовоздействие, взаимопонимание.

Специфика коммуникативного процесса между людьми: развитие и обогащение информации в ходе ее «движения», активная позиция партнеров в коммуникативном процессе, индивидуальные различия при уяснении ин­формации и т.д.

Основные барьеры на пути движения информации (социальные, политические, идеологические, физические, смысловые, эмоциональные, речевые, когнитивные, организационно-психологические). Проблема фильтрации и фасцинации в коммуникативном процессе. Общая методологическая проблема кода и декодификации как важнейшее условие понимания друг друга партне­рами по коммуникации. Типы информации: побудительная, констатирующая. Проблема эффекта сообщения (Ю.М.Забродин). Причины плохой коммуникации (стереотипы, предвзятые представления, плохие отношения, отключение внимания, пренебрежение фактами, физическое состояние, неадекватный выбор стратегии).

Средства коммуникативного процесса: вербальные и невербальные, их соотношение.

Вербальные средства коммуникации: речь, околоречевые (паралингвистическая и экстралингвистическая системы). Структура речевого общения: значение и смысл слов. Околоречевые средства (паралингвистическая система): темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм речи, тембр речи, интонация, дикция. Экстралингвистическая система (речевые звуковые явления).

Невербальная коммуникация. Исследования места и роли невербальной коммуникации в общении (Е.А.Петрова. Знаки общения). Оптико-кинетическая коммуникация, ее особенности (Исследования М.Аргайла). Пространственно-временная организация коммуникации. Проксемика о роли пространственно-временной организации коммуникативного процесса. Роль предметно-контактных, тактильных действий для коммуникации. Роль ольфакторных средств в коммуникативном процессе.

Проблема эффективности коммуникативного процесса: умение владения словом, силой убеждения, грамотной речью; способность предвидеть и преодолевать коммуникативные барьеры; овладение способностью использования невербальных средств; стремление к взаимопониманию.

 

Основные категории: коммуникация, содержание коммуникативного процесса, коммуникативные барьеры, фильтрация и фасцинация в коммуникации, вербальные и невербальные средства коммуникативного процесса, эффективность коммуникативного процесса.

Контрольные вопросы:

1. Содержание и структура коммуникативного процесса?

2. Коммуникативные барьеры?

3. Фильтрация и фасцинация в коммуникативном процессе?

4. Причины плохой коммуникации?

5. Средства коммуникативного процесса?

6. Роль вербальных средств в коммуникации?

7. роль невербальных средств в коммуникативном процессе?

8. Основные направления оптимизации коммуникативного процесса?

Литература:

- Обязательная:

1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.

2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1981.

3. Психология влияния: Хрестоматия. СПб., 2000.

- Дополнительная:

1. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1991.

2. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001.

3. Куликов В.Н. Психология внушения. Иваново. 1978.

4. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.

5. Панасюк А.Ю. Как победить в споре, или искусство убеждать. М., 1998.

6. Петрова Е.А. Знаки общения. М., 2001.

7. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.

8. Шиллер Г. Манипулирование сознанием. М., 1990.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.