Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идея международного мира в трудах и трактатах зарубежных авторов






На протяжении всей своей истории человечество постоянно в той или иной мере находилось в состоянии военных конфликтов, приносивших с собой лишь негативные последствия. Люди, веками наблюдавшие, как вооруженная агрессия уносит за собой множество людей и спокойную, стабильную жизнь, пытались отыскать ответ на вопрос «Как искоренить войну». Решением проблемы кровопролитных столкновений среди племен, народов, стран стала идея установления международного мира, истоки которой восходят еще к древности.

Концепция всеобщей гармонии, как предшествующая идее международного мира, содержится в древнейших литературных памятниках Индии – в «Ведах», а также в священной книге древних персов – «Авесте», где закреплялся принцип ахимсы – ненанесения вреда, принцип ненасилия.[20]

Следующие шаги в сторону создания концепции всеобщего мира были предприняты в период античности. Однако там вопрос мира рассматривался на более локальном уровне и подразумевал отказ от междоусобных войн внутри Древней Греции. Так, например, Платон считал, что в идеальном государстве не должно быть никаких внутренних столкновений, а единственным видом войны, «достойным почестей», должна быть война с внешним врагом.[21] Его поддерживал и Аристотель, который полагал, что такое явление как война – противно праву и должно быть искоренено. Однако он выделял и справедливые войны, к которым относил вооруженную агрессию, направленную на тех, кто не желает подчиняться законной власти.[22] Идеи Аристотеля легко соотнести с идеями, высказанными Василием Федоровичем Малиновским, согласно которым, война может быть оправдана в ситуации, где она используется в качестве санкции.

Огромный вклад в усовершенствование идеи всеобщего мира внесли буржуазные гуманисты XVI-XVIII вв. Создание огромных армий и военных коалиций, эволюция оружия – все это сформировало благодатную почву для развития концепции международного мира как возможности уравновесить растущий прогресс милитаризации. Эразм Роттердамский в своем знаменитом сборнике трактатов «Жалоба мира» ярко описывает все ужасы и невзгоды, привносимые войной в жизнь народа. Роттердамский призывает всех объединиться против войны, подчеркивая, что война «сладка лишь тем, кто ее не испытал».[23] В отличие от В.Ф. Малиновского и многих других философов, Роттердамский описывает войну как абсолютное зло и не предполагает ни одной возможности признания ее необходимой или правомерной.

Через некоторое время после опубликования трудов Роттердамского, его идею продолжает развивать немец Себастьян Франк, который в своем произведении «Боевая книга мира» всестороннее критикует войну, называя ее, подобно В.Ф. Малиновскому, противной человеческой природе. Отличает теорию Франка от теории Роттердамского наличие дозволенного типа войн, причиной которых, согласно Франку, должна быть божья воля, и такие военные действия должны вестись исключительно ради «божьей чести» и всеобщего блага.[24] К «дозволенным» Франк также относили войны подданных против тирании власть имущих.

Концепция справедливых войн затронула умы ни одного поколения. В XVI в. параллельно с учениями Франка, свою идею приемлемых вооруженных конфликтов развивает испанский богослов и правовед - Франсиско де Витория. Однако, в отличие от Франка, де Витория, так же как и В.Ф. Малиновский, не считал религиозные войны справедливыми, подчеркивая, что война «не представляет никакого аргумента для подтверждения истинности христианской веры».[25]

Согласно идеям де Витория, объявлению войны должны предшествовать попытки урегулирования конфликта мирным путем, а во время непосредственных военных действий государство, в первую очередь, должно задумываться о защите своих поданных, и создавать условия, при которых любой гражданин, поддерживающий доктрину пацифизма, мог бы отказаться от участия в войне.[26] Подобные меры, для уравновешивания всех бедствий, привносимых войной, изложены и в работе В.Ф. Малиновского, который считал, что если вооруженная агрессия неизбежна, необходимо создать все условия для «уменьшения ее бед» - например, зоны свободные от военных действий.

В начале XVII в. публикует свое произведение «Новый Киней» француз Эмери Крюсе. В своем сочинении Крюсе предлагал проект установления всеобщего мира через учреждение международного третейского трибунала. Крюсе предполагал, что объединение всех государств - Европы, Турции, Китая, Индии и Эфиопии и других - будет содействовать развитию экономических связей и торговли. Значимость экономических факторов для объединения государств подчеркивал и В.Ф. Малиновский, утверждая, что именно вопросы торговли должны быть урегулированы общенародными законами в первую очередь, наряду с вопросами суверенитета и государственных границ.[27]

Над собственным планом международного мира в середине XVII века работает чешский философ Ян Амос Коменский, который в своей книге «Вестник мира» призывает прекратить вражду между государствами и установить среди «христианских народов» мир. Он, подобно своим предшественникам, утверждает, что человечеству подобает гуманность, а войны должны быть полностью забыты «как нечто звериное». В своих работах Коменский пишет, что именно международный мир является целью всего человеческого общества, и подчеркивает, что высочайшим законом каждой страны должно быть «народное благо», которое включает в себя концепцию отказа от военных действий между государствами.[28]

Нельзя не упомянуть и о работе знаменитого английского деятеля конца XVII века, Уильяма Пенна «Опыт о настоящем и будущем мире в Европе», которая, несмотря на название, подразумевала куда больше, чем объединение только европейских государств. Основная идея Пенна – создание всеобщего союза государств, основанном на их суверенитете и независимости. Причем, союз, по проекту Пенна, включал как Европейские, так и другие страны, например, Россию и Турцию. Уильям Пенн также выдвинул свою идею создания Европейского парламента.[29]

О концепции всеобщего мира задумывался и Вольтер, который, считая войну страшной лихорадкой, охватывающей страны одну за другой, однако, полагал, что в современном мире невозможно найти решение этой проблемы и предотвратить войны. «Единственный вечный мир, - утверждал он, - который может быть установлен людьми, есть религиозная терпимость».[30]

Среди других французских просветителей, которых не оставила равнодушными идея полного отказа от вооруженной агрессии, наложил свой отпечаток на историю развития концепции борьбы с военными действиями и Дени Дидро, который, подобно Василию Федоровичу Малиновскому, связывал военную политику с усилением деспотизма, и видел решение проблемы войн в ограничении монаршей власти через республиканский строй правления.[31]

Безусловно, говоря о концепции международного мира, нельзя не упомянуть о грандиозном труде Иммануила Канта. В своем трактате «К вечному миру», он одним из первых высказал предположение о том, что вечный мир не просто возможен, но и неизбежен. Учитывая постоянно совершенствование оружия и военных техник, если перемирие не будет установлено на добровольной основе, войны прекратятся сами собой в виду отсутствия каких-либо воюющих сторон и человечества в целом.

Идеи Канта крайне просты: государства, решившие отказаться от военных действий, создают федерацию и обеспечивают своим гражданам свободу перемещений, развивают культурные и торговые связи, а также обязуются установить демократический режим. Как и многие другие, Кант также выделял «справедливый» тип войн – например, войну за независимость народа.[32]

Идея вечного мира развивалась на протяжении многих веков, и лучшие мыслители каждой эпохи дополняли эту концепцию, пытаясь найти новые решения проблемы войн. Но особенно ярко замысел международного мира был представлен в проектах учреждения Европейского Союза, которые развивались параллельно с идей всеобщего мира и представляют наибольший интерес для международного права как фактически реализованные в той или иной мере.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.