Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример разучивания песни с привлечением начальных сведений по музыкальной грамоте.






“Осенняя песенка” - слова А. Плещеева, музыка Д. Васильева-Буглая

1 куплет Миновало лето, осень наступила, На полях и в рощах пусто и уныло. 2 куплет Птички улетели, стали дни короче, Солнышко не видно, тёмны, тёмны ночи.

Порядок разучивания:

1. Перед тем как исполнить песню, учитель находит ее вместе с детьми в сборнике песен. Предлагает им прослушать песню – и одновременно следить за ее изображением в нотах. Даже в том случае, если дети только еще начинают читать, и совсем незнакомы с нотами, это все же будет для них подготовительным упражнением, чтобы следить во время пения за графическим изображением песни.

2. Учитель разъясняет, что главный тон песни — это ее последняя нота. В «Осенней песенке» главный тон, которым заканчивается эта песня, повторяется два раза. Дети повторяют, главный тон, видя его изображение в нотах в конце песни:

Названия нот детям пока не сообщаются.

3. Разучивание песни по слуху продолжается обычным порядком.

4. Применяя форму вопрос - ответ, учитель выясняет, что первый звук песни изображен той же нотой на первой линейке, которой песня и оканчивается:

Первые сведения по нотной грамоте даются в следующем порядке:

1. пять линеек нотоносц а;

2. первая линейка по счету — это нижняя линейка. Здесь можно предложить детям определить, на которой по счету линейке даны первые две ноты в последней фразе «Осенней песенки»:

Можно предложить также определить, на которой по счету линейке записаны последние две ноты в первой фразе этой песенки:

Таким образом, дети вначале знакомятся с расположением нот на линейках: первой, второй и третьей, не зная еще названий этих нот, но уже запоминая глазом расположение нот на нотоносце: выше – ниже и одновременно запоминая слухом соответственное звучание этих нот: выше – ниже.

Указания, касающиеся певческого исполнения «Осенней песенки», можно распределить следующим образом:

1. В песне четыре музыкальные фразы:
первая — Миновало лето,
вторая — Осень наступила.
третья — На полях и в рощах
четвертая — Пусто и уныло.
Второй куплет песни исполняется на тот же напев и имеет также четыре фразы:

2. Каждая из приведенных выше фраз исполняется на одном дыхании, поэтому перед каждой фразой берется певческий вдох.

3. Характер звучания песни — мягкий, с грустным оттенком, но без слезливости; каждая вокальная фраза исполняется связно (legato), плавно льющимся звуком.

4. Ритмическое движение — очень ровное, неторопливое, на тихом звуке.

5. Слова произносятся четко, но мягко и слитно, в характере минорного напева.

 

Программное содержание 1 курса 2 семестр

Раздел 1: Основы техники дирижирования

Тема: Показ вступлений и снятий на различные доли такта

в размере 3/4 и 4/4

Знать:

· основные правила показа всех вступлений и снятий;

· значение показа всех вступлений и снятий при исполнении хоровых произведений.

Уметь:

· практически владеть жестами « вступление», «снятие»;

· дать теоретическое обоснование приемам « вступление» и «снятие».

Тема: Двухдольная схема. Размер 2/4.

Знать:

· характеристику размера 2/4

· схематическое изображение двухдольной схемы

· способы работы над двухдольной схемой

Уметь:

· дирижировать двухдольную схему

· давать вступление и снятие с любой доли такта

· исполнять хоровые произведения, дошкольный и школьный репертуар в размере 2/4

Тема: Фермата

Знать:

· определение ферматы

· виды фермат

· роль ферматы как выразительного средства

Уметь:

· показать снимаемую фермату в середине произведения

· показать снимаемую фермату в конце в конце произведения

· показать снимаемую фермату с использованием комбинированного жеста

Фермата – (итал. остановка) – знак продления звука (аккорда) или паузы на неопределенное время, подсказанное музыкальным чувством исполнителя, время (тем большее, чем короче длительность; крупные длительности при фермате иногда даже сокращаются). Виды фермат:

Неснимаемая (серединная) фермата употребляется в середине музыкальной фразы, обычно подчеркивает кульминацию.

Снимаемая (заключительная) фермата употребляется в заключении музыкального построения, создает впечатление большей завершенности, утверждения.

Фермата над тактовой чертой (между нотами) воспринимается как своеобразная выразительная пауза.

Тема: Исполнение кратковременных подвижных нюансов

Знать:

· определение понятий «фразировка», «подвижныенюансы»

· технику исполнения кратковременныхкрещендо и диминуэндо

Уметь:

· исполнять дирижерскими жестами кратковременные подвижные нюансы

· работать над фразировкой

Фразировка логическое построение музыкального предло­жения, фразы, периода; выразительное исполнение музыкальных фраз. Обозначается с помощью фразировочных лиг.

Динамические оттенки (динамика) – подвижные (крещендо, диминуэндо) и неподвижные (устойчивые, неизменяемые).

Нюанс (фр. nuance — оттенок) — оттенки в динамике, темпе, способах звукоизвлечения, характере звучания, усиливающие художественно-эмоциональную выразительность исполнения про­изведения. Нюансом называется также обозначение характера звучания (например, маэстозо – торжественно, дольче – нежно и т.д.). Нюансировка служит важным средством выразительности, она связана с музыкальной формой, фразировкой, стилем произведения.

Тема: Работа дирижера над хоровой партитурой

Знать:

· цезура, виды цезур

· обозначения звуковедения, темпа, динамики, сокращений в изучаемой партитуре

· принципы исполнения хоровой партитуры

Уметь:

· играть партитуру на фортепиано по «хоровому»

· теоретически обосновывать то или иное обозначение в хоровой партитуре

· исполнять произведение с учетом партитурных обозначений

· петь любой голос с тактированием a cappella

Цезура — короткая, не указанная в записи пауза между фра­зами или разделами музыкального произведения. По своему зна­чению в музыке цезура близка к знакам препинания в речи. Мес­то цезуры, как правило, определяет исполнитель, хотя иногда его указывает и автор, проставляя над нотным станом: знак «галочка» (V), или апостроф «запятая» ('), по окончанию лиги, на фермате между тактами.

Приемы звуковедения. В хоровом пении и дирижировании наиболее часто используемые приемы звуковедения – legato, non legato (markato), stakkato.

Темповые обо­значения. Как сообщал Г.Риман в книге «Катехизис истории музыки», темповые обо­значения появились к концу XIXв. Поначалу это были allegro, andante, adagio. Затем к ним присоединились presto, largo и производные — allegretto, andantino, prestissimo. Эти определения относились в большей мере к характеру исполнения (например, allegretto, скорее, указывает на легкость движения, чем на точное определение темпа), что, впрочем, остается и поныне. Некоторые темповые определения отличались друг от друга совсем незначительно. Темп, как форма движения, менялся соответственно смене музыкальных стилей в истории. Та­ким образом, движение allegro XVIIIв. отличается от скорости allegro XX в. большим спокойствием.

Существуют общепринятые темповые разновидности. Они включают группы очень медленных, медленных, умеренных, быстрых и очень быстрых темпов.

  Очень медленные ММ =       Grave   Largo   Lento Adagio   Важно, степенно, серьезно, значительно, несколько торжественно Широко, протяжно, величаво, очень медленно, торжественно Протяжно, медленно Медленно
Медленные   Andante Andantino Sostenuto Не спеша Скорее (чем Andante) Сдержанно
Умеренные   Maestoso Moderatо Величественно, величаво, торжественно Умеренно
Быстрые   Allegretto   Animato Allegro Оживленно, подвижно (медленнее, чем allegro) Одушевленно Скоро, весело, быстро
Очень быстрые   Allegro assai Allegro vivace Vivo, Vivace Presto   Весьма скоро Очень скоро Живо, оживленно Быстро  

Замедление, ускорение:

Accelerando (аччелерандо) – ускоряя

Allargando (алларгандо) – расширяя

A tempo (а темпо) – в прежнем темпе

Meno mosso (мэно моссо) – менее подвижно

Piu mosso (пиу моссо) – более подвижно

Poco a poco (поко а поко) – постепенно

Rallentando (раллентандо) – постепенно замедляя

Ritardando (ритардандо) – расширяя

Ritenuto (ритэнуто) – замедляя

Громкость (динамика):

Forte (фортэ) – сильно, громко

Mezzo forte (меццо фортэ) – не очень громко

Fortissimo (фортиссимо) – очень громко

Piano (пиано) – тихо

Mezzo piano (мэццо пиано) – не очень тихо

Pianissimo (пианиссимо) – очень тихо

Crescendo (крещендо) – постепенно усиливая

Diminuendo (диминуэндо) – постепенно затихая

Эмоциональные оттенки:

Agitato (аджитато) – возбужденно

Animato (анимато) – одушевленно

Apassionato (апассионато) – страстно

Cantabile (кантабиле) – певуче

Con anima (кон анима) – с душой

Con brio (кон брио) – живо

Con moto (кон мото) – с движением

Con fuoco (кон фуоко) – с огнем

Dolce (дольче) – нежно, ласково

Espressivo (эспрессиво) – выразительно

Maestoso (маэстозо) – величественно, торжественно

Marcato (маркато) – четко, подчеркивая

Morendo (мoрэндо) – замирая

Risoluto (ризолюто) – решительно

Scherzando (скэрцандо) – шутливо, игриво, с юмором

Semplice (сэмпличе) – просто

Smorzando (сморцандо) – замирая

Tenuto (тэнуто) – выдержанно

 

Прочие оттенки:

Da capo al fino (да капо аль фино) – с начала до слова «конец»

Meno (мэно) – менее

Molto (мольто) – много, очень много

Piu (пиу) – больше

Rubato (рубато) – свободно по темпу

Non troppo (нон троппо) – не слишком

Sempre (сэмпрэ) – постоянно, всегда

Simile (симиле) – аналогично, в том же роде

Sforzando (сфорцандо) – внезапный акцент на звуке или аккорде

Subito (субито) – внезапно, резко

Раздел: Подготовка к профессиональной деятельности

Тема: Особенности работы над дошкольной песней для детей средней группы детского сада.

Знать:

· физиологические особенности развития голосового аппарата детей средней группы детского сада.

· особенности работы над песней

· методы развития вокально-хоровых навыков в работе над песней

Уметь:

· составить план работы над песней

· исполнить песню под собственный аккомпанемент

· подобрать песенный репертуар для детей средней группы

Тема: Особенности работы над школьной песней для детей 2, 3 класса

Знать:

· физиологические особенности развития голосового аппарата детей 8-9 лет

· особенности работы над песней

· методы развития вокально-хоровых навыков

Уметь:

· составить план работы над песней

· выразительно исполнить песню с аккомпанементом

· подобрать песенный репертуар для детей 2-го класса

Основные итоговые ориентиры для учителя 2 класса:

Учащиеся должны знать:

· термины: солист, сольное пение, дуэт, трио, хор;

· названия женских и мужских голосов, названия хоров и могли различать их по звучанию;

· жанры народных песен; хороводные, лирические, календарные;

· музыкальные термины и названия: лад (мажорный, минор­ный), нотный стан, ноты, знаки альтерации (диез, бемоль), тон, полутон, нота с точкой, длительности (целая, поло­винная, четверть, восьмая);

· структуры построения музыкальных произведений: рондо, сюита;

Учащимся нужно уметь:

· узнавать усвоенные музыкальные произведения, их назва­ния, авторов;

· делать разбор музыкального произведения с помощью учителя;

· сравнивать характер, темп, регистр двух музыкальных про­изведений;

· выразительно исполнять песни;

· оценивать пение свое и одноклассников;

· распевать один слог на несколько звуков;

· петь мелодии со звуковедением нон легато, стаккато не толь­ко в умеренном, но и в подвижном темпе;

· выделять сильную долю в трехдольном размере;

· импровизировать мелодии в характере персонажей сказок; в жанре марша, песни и танца; ритмическое сопровожде­ние в характере музыки, мелодии на стихотворное двусти­шие в соответствии с его эмоционально-смысловым содер­жанием;

· тактировать на 2/4, 3/4; выполнять простой ритмический рисунок;

· выполнять изобразительные и танцевальные движения;

· менять движения с изменением музыки, делать остановку в конце фраз;

· исполнять двухголосные песни в диапазоне: до1 —ре2.

Выписка из программы «Музыка» II класс

Программу для II класса разработали:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.