Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прием снятия






Движению «снятие» также обязательно предшествует ауфтакт. Он дается в темпе и характере исполняемой музыки, с такой же тщательностью и четкостью, как жест «вступление». Само снятие состоит, как и всякое начало звучания, из трех основных моментов:

Ø «внимание», впрочем, не всегда обязательное,

Ø «ауфтакт» (вместо дыхания) в темпе и характере музыки, и

Ø «сня­тие».

Отработать жест «снятие» можно с помощью следующего упражнения: установить руки в исходное положение «внимание», затем сделать замах в сторону (противоположную от снятия) и ус­тремиться к точке «снятие», отчетливо фиксируя её пружинистым, сбрасывающим движением кисти.

Снятие звучания может приходиться, как и вступление, на раз­ные доли такта. Этот жест следует отработать, повторяя его на каж­дую долю такта сначала одной, затем двумя руками - вместе. По­зднее можно усложнить задание: обе руки поднять в исходное по­ложение; одной рукой тактировать все доли, другой выполнять жесты «внимание», «ауфтакт» и «снятие» сначала на первую, за­тем на вторую, третью, четвертую доли такта.

Тема: Дирижерские схемы

Студент должен знать:

· характеристику размеров 2/4, 3/4, 4/4;

· структуру четырехдольной и трехдольной схемы;

· о разграничении функций правой и левой руки.

Студент должен уметь:

· тактировать четырехдольную и трехдольную схемы;

· показывать вступления, снятия на любую долю такта в данных схемах;

· на несложном нотном материале показать разграничение функцийрук.

Метр – последовательное чередование сильных (опорных) и слабых долей в ритмическом движении. Фрагмент музыки между двумя сильными долями называются тактом и являются основной ячейкой метра.

Размер – цифровое выражение метра, обозначающее количество долей определённой длительности в такте. Записывается в виде дроби – 2/4, 3/4, 4/4 и др. Знаменатель указывает длительность одной доли такта, числитель – количество этих долей в такте.

В простом размере 2/4 – одна сильная доля (первая), вторая доля слабая.

В простом размере 3/4 – одна сильная доля (первая), вторая и третья доли слабые.

В сложном размере 4/4 – две доли (первая и третья) – сильные, две доли (вторая и четвертая) – слабые. Суммарно размер 4/4 составляют два простых: 4/4 = 2/4 +2/4.

Дирижёрская доля – стремление руки к точке на воображаемой плоскости (сверху – вниз) и её отдача (отражение от плоскости) (снизу – вверх).

Функции рук. В дирижировании функции рук обычно разграничиваются: Правая рука в основном должна тактировать, четко управлять исполнением, выполнять задачи технического и выразительного характера;

Левая рука чаще всего выполняет функции вспомогательного характера:

· подача сигнала к вступлению хора, в то время как правая рука дирижирует инструментальным сопровождением;

· частичное снятие звучание (хора, солиста);

· показ задержанного звучания хора (левая рука останавливается на ноте, аккорде, тогда как правая продолжает тактировать вплоть до окончания звучания музыки) и т.д.

Тема: Звуковедение

Студент должен знать:

· определение понятия «звуковедение »;

· виды звуковедения;

· отличие звуковедения non legato от legato;

· технику дирижирования звуковедения non legato и legato;

Студент должен уметь:

· тактировать на non legato и legato.

Звуковедение – способ ведения звука или штрихи. В дирижировании наиболее часто используемые – legato, non legato (markato), stakkato.

Прием legato (легато - связно): мягко, пластично, плавно, тягуче, ровно, без толчков. «Точки» на гранях долей в дирижерских схемах почти стираются, а доли схемы связываются между собой. Для этого необходима свобода всего мышечного аппарата (кисти, предплечья, плеча).

Прием non legato (нон легато-несвязно): комбинированный, промежуточный, т.к. соединяет в себе особенности звуковедения и legato и non legato. Доли разграничены по отношению друг к другу, долевые движения ускорены, увеличивается значимость «точки» - исполняется упруго, с б о льшей отдачей.

Прием мarkato (маркато - подчеркивая) требует острого, четкого удара кисти, но с сохранением эластичности, движение руки должно быть непрерывным.

Прием stakkato (стаккато - отрывисто) обычно исполняется либо одной кистью, либо кистью с предплечьем. «Точки» фиксируются очень четко, остро и отчетливо. Плечо и предплечье должны быть при этом абсолютно свободны. Путь от «точки» до «точки» в дирижерской схеме предельно сокращен.

Тема: Работа над хоровой партитурой и анализом хоровых произведений

Студент должен знать:

· виды партитур хоровых произведений;

· принципы работы над хоровой партитурой;

· обозначения звуковедения, темпа, динамики, сокращений.

· основные разделы анализа, сущность и основные вопросы каждогораздела.

Хоровая партитура (итал. разделение, распределение) – нотная запись хоровой музыки. Порядок расположения партий (голосов) в партитуре – сверху вниз по однородным группам, а в каждой группе – от высоких к низким голосам. В смешанном хоре – С (сопрано), А (альты), Т (тенора), Б (басы). На каждой нотной строчке пишется один голос (С, А, Т – в скрипичном ключе, Б – в басовом ключе) – четырёхстрочная партитура; если партитура двухстрочная, С, А пишутся в скрипичном ключе, Т, Б – в басовом ключе. В этом случае голоса определяются направлениями штилей – вверх или вниз.

Акколада – скобка, объединяющая два или несколько нотных станов. Прямая – для хоровых партий, фигурная – для фортепианного сопровождения.

Два вида хорового исполнительства:

· a cappella (а капелла) – хоровое (ансамблевое) пение без инструментального сопровождения;

· с сопровождением (аккомпанементом).

Тип хора: качественная характеристика хора (кто поет?)

Однородный хор (соединение однородных голосов):

· детский хор (сопрано (дисканты), альты)

· женский хор (сопрано, альты)

· мужской хор (тенора, басы)

Смешанный хор (соединение неоднородных голосов):

· полный смешанный хор (сопрано, альты, тенора, басы);

· неполный смешанный хор (нет какой-либо одной хоровой партии, например - С, А, Б, или А, Т, Б и т.д.);

· юношеский хор: (в связи с мутацией (охрана голоса) юношеским голосам не рекомендуется петь очень высокие и очень низкие ноты, поэтому они объединяются в одну хоровую партию: С, А, мужские голоса).

Вид хора: количественная характеристика хора (сколько самостоятельных хоровых голосов?). Голос – индивидуальная мелодическая линия в хоровой фактуре (отдельная хоровая партия), имеющая самостоятельное значение.

Вид хора может быть одноголосным и многоголосным (двух, трех, четырехголосным и т.д.).

Партитура (хоровая) -(итал. разделение, распределение): нотная запись хоровой (ансамблевой) музыки. Порядок расположения партий (голосов) в партитуре: сверху вниз по однородным группам, а в каждой группе – от высоких к низким голосам (С – А – Т – Б). На каждой нотной строке обычно пишется один голос; когда больше, то голоса определяются направлениями штилей – вверх или вниз.

Акколада: вертикальная (двойная) черта справа в партитуре, соединяющая все хоровые партии.

Виды партитур: однострочная или двухстрочная, трех или четырехстрочная.

План аннотации хорового произведения

I. Вступление

· Историко-стилистический анализ произведения

· Сведения об авторах произведения

· Литературный текст

II. Основная часть

· Музыкально-теоретический анализ

· Вокально-хоровой анализ

· Вокально-хоровые трудности и методы по их преодолению

· Исполнительский анализ

III. Заключение

· Значение произведения с точки зрения современного хорового искусства

Литература






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.