Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути совершенствования административно-процессуального законодательства РБ






 

Становление правового государства в Республике Беларусь, демократизация общественной жизни, создание стабильных социально-политических и экономических условий жизни населения - сложный процесс, который может быть обеспечен только поддержанием надлежащего правопорядка в стране и совершенствованием механизма защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц.

На состояние защищенности личности, общества и государства влияет административная деликтность, «под которой понимается совокупность всех совершаемых в стране, регионе, населенном пункте деяний, признаваемых действующим законодательством административными правонарушениями».

Можно согласиться с В.П. Лозбяковым и Н.Д. Эриашвили, которые констатируют, что «административные правонарушения в России сегодня превратились в одно из самых типичных криминогенных явлений». Данное положение характерно и для Беларуси. А это чревато серьезными последствиями, так как административные правонарушения опасны не только своей распространенностью, но и возможностью перерастания в более серьезные общественно опасные деяния - преступления. Уголовное законодательство по ряду составов преступлений предусматривает административную преюдицию, то есть привлечение к уголовной ответственности лишь в том случае, если лицо повторно в течение года после применения мер административного взыскания вновь совершило аналогичное правонарушение, иными словами, только после того, как административное воздействие не оказало на правонарушителя положительного влияния [20, c. 151].

Причины такого положения коренятся в экономической, социально-политической и идеологической сферах. В таких условиях возрастает значение административно-правовых мер борьбы с правонарушениями.

Определенные трудности в применении норм об административных правонарушениях, совершенствование которых продолжается, связаны с их мобильностью.

«Масштабы административной деликтности, разнообразие форм ее проявлений, причиняемый вред предопределяют необходимость противодействия административным правонарушениям, снижения порога их опасности для защищаемых законом интересов. В этих целях государство совершенствует законодательство об административной ответственности, систему органов, осуществляющих предупреждение, пресечение административных правонарушений и наказание нарушителей, создает условия для соблюдения административно-правовых запретов. Столь значимая деятельность должна иметь необходимую научную базу.

Предметом правового регулирования процессуальных норм об административных правонарушениях являются общественные отношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в процессе производства по делам об административных правонарушениях, и деятельность уполномоченных судов, государственных органов, должностных лиц на всех стадиях производства.

Предметом правового регулирования исполнительных норм об административных правонарушениях являются общественные отношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в процессе исполнения постановлений о наложении административных взысканий (наказаний), и деятельность судов, государственных органов, иных организаций и физических лиц по исполнению вступивших в законную силу постановлений о наложении административных взысканий (наказаний) [22, c. 76].

Совокупности материальных, процессуальных и исполнительных норм об административных правонарушениях являются самостоятельными отраслями права, так как эти системы норм одновременно отвечают трем объективным признакам:

1) они имеют свой предмет, т.е. регулируют определенную систему общественных отношений, которые отличаются от других общественных отношений качественной характеристикой;

2) данные группы норм обладают определенной степенью внутренней организации, т.е. имеют такую систему, которая достигла уровня элемента системы права в целом;

3) эти группы норм обладают способностью взаимодействовать не с отдельными группами норм отдельных отраслей права, а с отраслями в целом, т. е. с системами такой же степени организованности.

Предлагается именовать эти отрасли права и новые научные направления - административно-деликтным правом, административно-деликтным процессуальным правом и административно-деликтным исполнительным правом.

В связи с выделением совокупностей материальных, процессуальных и исполнительных норм об административных правонарушениях в самостоятельные отрасли права обосновывается предложение: считать тождественными понятия «администратвино-деликтный процесс» и «производство по делам об административных правонарушениях».

На определенном этапе развития исполнительных норм об административных правонарушениях мы присоединялись к мнению, что исполнительное производство входит в понятие административно-деликтный процесс. В современных же условиях будет правильным считать исполнительное производство самостоятельным процессом и именовать его административно-деликтным исполнительным процессом [24, c. 40].

Таким образом, исполнение отдельных видов административных взысканий (наказаний) можно будет именовать производствами, а именно:

- производство по исполнению постановления о вынесении предупреждения;

- производство по исполнению постановления о наложении штрафа;

- производство по исполнению постановления о конфискации;

- производство по исполнению постановления о взыскании стоимости предмета административного правонарушения;

- производство по исполнению постановления о лишении права управления транспортными средствами;

- производство по исполнению постановления о лишении права управления судами;

- производство по исполнению постановления о лишении права охоты;

- производство по исполнению постановления об административном аресте;

- производство по исполнению постановления о лишении права заниматься определенной деятельностью;

- производство по исполнению постановления о депортации;

- производство по исполнению постановления об исправительных работах;

- производство по исполнению постановления в части возмещения имущественного ущерба.

Приведенное понятие административно-деликтного исполнительного процесса будет соответствовать устоявшемуся в юридических науках положению о том, что «Производство - часть процесса, процесс — совокупность производств».

Для того чтобы отграничить понятие административной юрисдикции в широком смысле слова от понятия административной юрисдикции как правомочий судов, иных государственных органов, должностных лиц по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях, обосновывается целесообразность введения в научный оборот понятий «административно-деликтная юрисдикция» и «административно-деликтная юрисдикционная деятельность» [26, c. 30].

В Республике Беларусь исследования в области материальных, процессуальных и исполнительных норм об административных правонарушениях носят разрозненный характер. Дискуссии проводятся только по отдельным проблемам, да и то между отдельными учеными и практическими работниками. Конференций, посвященных проблемам законодательства об административной ответственности, как это делается, например, в Российской Федерации, в республике не было уже десяток лет.

Совершенствованию материальных норм об административных правонарушениях посвящено достаточно много работ как ученых, так и практических работников правоохранительных органов. Ими предлагаются дополнения, изменения в различные статьи, в том числе и нового КоАП, которые законодатель принимает, но которые иногда не подкреплены научными исследованиями, что порождает проведение дискуссий и требует внесения новых дополнений и изменений.

Предлагается дополнить КоАП статьей «Виды принудительных мер воспитательного характера, применяемые к несовершеннолетнему, совершившему административный проступок», включающей такие меры, как: обязательство публичного (или в иной форме, определенной органом, налагающим взыскание) извинения перед потерпевшим; предостережение; возложение на несовершеннолетнего, достигшего 14-летнего возраста, обязанности возместить причиненный материальный ущерб при условии, что подросток имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает десятикратного размера минимальной заработной платы. Если подросток не работает, возложить на него обязанность своим трудом (в случае такой возможности) устранить причиненный материальный ущерб; передача несовершеннолетнего под надзор родителей (или лиц, их заменяющих); ограничение свободы досуга несовершеннолетнего.

Исходя из предложенной автором классификации процессуальных норм об административных правонарушениях, исследуются теоретические взгляды ученых на разрешение существующих проблем в производстве по делам об административных правонарушениях. В результате вносятся предложения по совершенствованию процессуальных норм и обосновывается вклад автора в разработанный им проект ПИКоАП, который рабочей группой для доработки и экспертной оценки проектов Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь по делам об административных правонарушениях был принят, и в дальнейшем составил основу ПИКоАП, введенного в действие с 1 марта 2007 г. [29, c. 13]

Исследуя нормативные правовые акты, регламентирующие применение административно-предупредительных мер и обоснуем предложение о необходимости предусмотреть в КоАП главу «Административно-предупредительные меры», в которой нашли бы закрепление такие меры принуждения, как: привод для регистрации и официального предостережения; профилактический надзор; принудительные меры медицинского воздействия в отношении хронических алкоголиков, наркоманов и токсикоманов, систематически нарушающих общественный порядок.

В связи с тем, что подготовить Административно-процессуальный кодекс, который охватил бы все виды производств, невозможно, отстаивается точка зрения о необходимости кодификации процессуальных норм административного права по видам производств.

Кодекс, в котором будет установлен единый порядок производства по делам об административных правонарушениях для судов, иных государственных органов, должностных лиц по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях, исполнению постановлений о наложении административных взысканий, предлагается переименовать в Административно-деликтный процессуально-исполнительный кодекс.

Так, В.А. Круглов предлагает авторскую классификацию субъектов производства по делам об административных правонарушениях исходя из которой, учитывая последовательность стадий производства по делам об административных правонарушениях и предложений ученых, представим структура авторского проекта ПИКоАП В.А. Круглова [27, c. 56].

Авторский проект ПИКоАП В.А. Круглова состоит из четырех разделов и тридцати глав.

Раздел 1. Производство по делам об административных правонарушениях.

Глава 1. Общие положения.

Глава 2. Принципы производства по делам об административных правонарушениях.

Раздел 2. Возбуждение, расследование и разрешение дел об административных правонарушениях.

Глава 3. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Глава 4. Подведомственность дел об административных правонарушениях.

Глава 5. Граждане и юридические лица, отстаивающие в производстве по делам об административных правонарушениях свои интересы, адвокат и законные представители.

Глава 6. Иные лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях.

Глава 7. Обстоятельства, исключающие участие в производстве по делам об административных правонарушениях.

Глава 8. Доказательства и доказывание.

Глава 9. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Глава 10. Возбуждение дела об административном правонарушении.

Глава 11. Общие правила расследования дел об административных правонарушениях.

Глава 12. Опрос свидетелей, потерпевших, лиц, привлекаемых к административной ответственности.

Глава 13. Назначение и проведение экспертизы.

Глава 14. Окончание расследования по делу об административном правонарушении.

Глава 15. Рассмотрение дел об административных правонарушениях.

Глава 16. Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении.

Раздел 3. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий.

Глава 17. Основные положения.

Глава 18. Исполнение постановления о вынесении предупреждения.

Глава 19. Исполнение постановления о наложении штрафа.

Глава 20. Исполнение постановления о возмездном изъятии.

Глава 21. Исполнение постановления о конфискации.

Глава 22. Исполнение постановления о лишении специального права.

Глава 23. Исполнение постановления об общественных работах.

Глава 24. Исполнение постановления об административном аресте.

Глава 25. Исполнение постановления об ограничении или лишении лицензионно-разрешительных прав.

Глава 26. Исполнение постановления в части возмещения имущественного ущерба.

Глава 27. Исполнение постановления о выдворении из пределов Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства.

Раздел 4. Исполнение административно-предупредительных мер.

Глава 28. Привод для регистрации и официального предостережения.

Глава 29. Профилактический надзор.

Глава 30. Принудительные меры медицинского воздействия в отношении хронических алкоголиков, наркоманов и токсикоманов [25, c. 81].

В результате отмечается, что: общие положения, принципы административно-деликтного процесса, порядок возбуждения, расследования дел об административных правонарушениях, обстоятельства, исключающие участие в административно-деликтном процессе участников процесса, порядок назначения и проведения дополнительной, комиссионной экспертизы и другие положения авторского проекта реализованы законодателем в принятом и введенном в действие с 1 марта 2007 г. ПИКоАП. Это является подтверждением реального вклада автора в совершенствование процессуально-исполнительных норм об административных правонарушениях и в разрешение такой крупной научной проблемы, как раздельная кодификация материальных и процессуально-исполнительных норм об административных правонарушениях, что положительно оценивается белорусскими и российскими учеными.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.