Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 15. Формирование сенсорных образов







П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

Скорости, но эта величина тоже неустойчивая. Испытуемый дает ответ то за это время, а то за большее время. Причем большее время может отклониться настолько, что иногда выходит за допустимые пределы.

В-третьих, при традиционном обучении, даже когда достигнута нужная скорость, испытуемый очень чувствителен к помехам. Введение даже одной ломехи увеличивает время опознания на 25%, а двух — на 48%, т. е. в 1, 5 раза. Введение трех помех вызывает у испытуемого такое чрезмерное и беспорядочное возбуждение, что это похоже на невротическую реакцию: он теряется, не знает, как выполнить действие, потому что задача для него становится сверхтрудной. Пришлось прекратить такие испытания.

А вот при поэтапной методике, даже нарочито утяжеленной, во-первых, получается неожиданная скорость усвоения при начальном чрезвычайно замедленном способе действования. Ведь замедление многих пугает. Большинство хочет сразу получить великолепный эффект. Но это неправильная установка. Главное — сначала делать все правильно, а уж потом быстро. Итак, сначала получается медленное движение, потому что испытуемый ведет указкой и говорит о каждой клеточке. А потом все это делается скорей и скорей, и оказывается, что в целом во времени вы выигрываете. Но скорость выполнения сильно меняется от начала и до конца процесса.

Очень важно, что испытуемые, обученные по методике поэтапного формирования, нечувствительны к помехам, т. е. они вообще не обращают на них внимания. Они знают отличительный признак, а все остальные — это не то! Так вырабатывается устойчивость к помехам

Получив такие результаты, экспериментаторы удивились что же получилось? Тогда они взяли покорную девушку (Г Лернер), которая возложила на себя тяжкую задачу: посмотреть, какие движения при этом производит глаз. Есть две методики: в одном случае на глаз ставится присоска, в другом — регистрируются электроимпульсы с мышц глаза. Вот по этим двум методиками они старались установить, а что же делает глаз, когда испытуемый опознаёт наличие или отсутствие объектов в указанной матрице.

Здесь обнаружилась следующая занятная вещь. Если расспросить испытуемых о том, что они делают, когда рассматривают матрицу, то оказывается, что испытуемые и при традиционном обуче-


ЕЕИ

нии, и при поэтапном обучении говорят одно и то же. Они говорят, что они делают то, что им сказали, т. е. обследуют матрицу и устанавливают, есть там нужный объект или нет. Одинаково говорят. Но рисунок, который мы получаем от объективного движения глаза, показывает иное. Оказалось, что при традиционном обучении глаз ведет себя так, как он вообще привык вести себя в жизненных условиях, т. е. он не просто фиксирует точку, а делает колебательные движения вокруг нее, обследующиедоижения. Потом глаз не сразу сюда приходит, а делает несколько ненужных движений и т. д. Закончив это движение, глаз часто делает возвратные движения, о которых сам испытуемый ничего не знает. Наконец, оказалось, что даже после того, как испытуемый выносит свое решение и говорит «есть» или «нет», глаз еще раз делает движение, как бы убеждаясь в верности сделанного заключения. Эти дополнительные лишние движения осуществляются в уменьшенном масштабе, но сохраняются. Это чрезвычайно затрудняет и сам процесс, и достижение конечного результата. Такое беспорядочное оглядывание назад, реакция на помехи, которые появляются неожиданно в той или иной части поля, — и они-то и вызывают полное расстройство движения: только что был порядок, и вдруг появляется какое-то пятно, глаз его обследует, но это не осознаётся субъектом. Глаз делает множество объективно ненужных движений, и на это уходит время, а в особых случаях вообще возникает дезорганизация.

А у других испытуемых, обучающихся с помощью методики поэтапного формирования, очень скоро глаз начинает двигаться только по оптимальной траектории — от точки к точке

Во-вторых, оказывается, что глаз, как бы прикованный к кончику указки, фиксируется на этом кончике и не делает никаких лишних движений, т е. при поэтапном формировании (на основе сначала материального действия, а потом с помощью фиксации в громкой речи) глаз переучивается. Он учится новому движению, он действует не так, как в обычных условиях, и он усваивает новые движения, строго соответствующие заданию.

Оказывается, что умение рассматривать, которое формируется с первых дней жизни, — первое, чему учится младенец и что потом составляет, чуть ли не 85% нашей информации о внешнем мире, — это зрительное восприятие К этому умению мы путем обычного обучения А если нужно получить действие гораздо более экономное,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.