Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 14. Формирование идеальных действий. Ему делать. Когда мы берем этот процесс в более жесткие рамки, то он начинает протекать совершенно иначе







П. Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

Ему делать. Когда мы берем этот процесс в более жесткие рамки, то он начинает протекать совершенно иначе. И тогда снимается тот чрезвычайно глубокомысленный вопрос, каким образом половое созревание связано с формированием понятий. Все зависит от того, как организуется сам процесс формирования этих понятий.

Еще один важный факт, который здесь нужно отметить: традиционная методика обучения сначала разъясняет новое понятие, затем оно дается на выучивание, потом идет его применение сначала к решению типовых задач, а затем применение на практике. Если вы не знаете других возможностей, то такое построение учебного процесса представляется разумным, и я хотел бы вас предостеречь против чересчур пренебрежительного отношения к современной методике обучения. Если не знаешь ничего другого, то все кажется очень разумным, потому что вы же должны разъяснить новое задание. Чтобы пользоваться им, школьник же должен его сначала усвоить, ведь как же он им будет пользоваться, если он его не усвоил? Значит, надо дать заучить. Ну а дальше закрепить его на типовых задачах, где нужные понятия выступают наиболее отчетливо. И только после этого можно переходить к широкому многообразию задач, которые встречаются на практике. Все это логично и правдоподобно, но, к сожалению, действительность не всегда логична.

Поэтому в отношении правдоподобного процесса обучения можно поступать несколько иначе. Можно производить усвоение не предварительным заучиванием с последующим применением заученного по памяти Это усложняет и ограничивает дело, потому что объем того, что вы можете заучить одновременно, очень небольшой А вот если вы пользуетесь непроизвольньш запоминанием в планомерно формируемом действии, тогда получается совсем другой результат Оказывается, что объем того, что можно дать на карточке, даже трудно определить. Как пример можно привести карточку для уяснения некоторых юридических понятий. Объем информации, содержащейся на этой карточке, очень велик, и заучить его просто невозможно. Но если карточку не просто дать на заучивание, а разъяснить, как ею пользоваться, а затем дать ряд задач на применение всей информации, содержащейся на этой карточке, то такая карточка усваивается за полтора часа занятий, а затем люди перестают сами на нее смотреть при последующем решении задач. Так что объем того, что доступно непроизвольному запоминанию, в


ядп






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.