Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеальные представления, мысли и т. д. влияли на материальное и путали все законы материальных вещей.






Это представление, выдвинутое еще Гоббсом, до сих пор существует. Посмотрите: многие наши физиологи именно так и представляют себе психику. Ну да, есть мозг, это заслуживает изучения, этим стоит заниматься. А психика — что это такое?

Теперь вы понимаете, что мозг, а человеческий мозг особенно, — это система возможностей. А какие из этих возможностей будут реализованы — это зависит от того; ясак мы построим внешнюю и внутреннюю деятельность человека. Из самого мозга и закономерностей его работы это еще не вытекает. Субъект есть начало действия, не психика сама действует, а субъект, обладающий психикой как формой идеального действования.

Теперь несколько практических слов. Какое практическое значение имеет та система, о которой мы говорили? Всегда ли шкала поэтапного формирования должна иметь такую развернутую форму, о которой я вам говорил? Если бы она всегда имела развернутую форму, то не составляло бы труда восстановить эту шкалу. А нам пришлось потратить около 20 лет, чтобы ее установить. В этом-то и дело, что формирование не всегда проходит по столь отчетливым этапам. Почему? Вот как раз недавно А. Ф. Карпова защищала специальную диссертацию на эту тему*. И эта диссертация показала, что если вы имеете очень новый материал и очень новое задание, то тогда вы должны применить развернутую форму. Или, если вам нужно исправить прежде неправильно сформированное действие, то всю процедуру тоже надо провести по этой системе Но если вы применяете поэтапное формирование последовательно, то начинает происходить совмещение этапов.

Например, очень важной частью является проговаривание. На первых задачах испытуемые учатся проговаривать, так как нам нужно, чтобы другой человек мог полностью понять его и во всем объеме содержание усваиваемого действия. Но когда человек начинает понимать, какие требования будут предъявляться потом к его речи, он начинает эту речь применять соответствующим образом с самого начала.

* Карпова А. Ф Изменение поэтапного формирования при его систематическом применении Управляемое формирование психических процессов / Под ред П Я Гальперина М, 1977

ЛЕКЦИЯ 13. ПРОЦЕСС ИНТЕРИОРИЗАЦИИ


П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

И тогда получается, что нет необходимости выделять особый этап громкой социализированной речи, потому что с самого начала он начинает говорить так, как потребуется потом.

Второй момент сокращения шкалы поэтапного формирования заключается в том, что испытуемые начинают переходить от развернутого процесса к процессу настолько свернутому, что он кажется одним моментом, т. е. пока испытуемый знакомится с заданием, он его уже перерабатывает на основе сложившихся автоматизмов. И получается ответ как бы сразу, без предварительной работы. Это переход от сукцессивного способа выполнения действия к симультанному.

Третий момент — это применение прежде автоматизированных приемов к новой задаче. Это отличается от симультанности тем, что здесь мы имеем явную последовательность операций, но проходящую очень быстро.

Все это приводит к тому, что если вы поэтапность отработали на первых новых задачах, то на последующих она сокращается и часто принимает вид почти традиционного обучения: есть разъяснение нового задания, есть внешнее материальное действие, а дальше все происходит как бы само.

Очень важно также и то, что первоначальная громоздкость материализованного действия, во-первых, окупается чрезвычайной быстротой процесса построения действия, а во-вторых, она потом сама снимается Чрезвычайно важное обстоятельство заключается в том, что мы подходим к управлению процессом усвоения Ведь, соб-ciHCHHo, к чему у пас до сих пор сводился процесс усвоения'-' - К заучиванию Вам что-то объясняют, просяч заучить, потом проверяют И больше ничего И как там происходит это заучивание, остается неизвестно Л здесь вы имеете этапы'перенесения внешнего дей-ствования во внутренний, умственный план, превращения его в собственное достояние субъекта. И мы управляем этим процессом.

Теперь благодаря тому, что мы первоначально выносим основания для построения и осуществления будущего психического акта во внешний план с явным четким развертыванием, оказывается, что очень многие вещи становятся гораздо легче и доступнее, чем в традиционном обучении, где все дается в основном на словах и иногда что-то иллюстрируется.

Поэтому, например, оказалось, что очень многие темы, которые традиционно изучались в 5-6-х классах, с помощью нашей системы

ип


QQ

могут усваиваться детьми в 1-м классе, а иногда, при очень развернутом обучении, даже и старшими дошкольниками. Очень часто говорят по этому поводу: вот, мол, обнаружилось, что наши дети обладают какими-то прежде неизвестными способностями, которые как будто скрыты глубоко, как пласты нефти. Вот их открыли, и они начали фонтанировать.

Ну, это чепуха. Думают, что в мозгу есть скрытые способности и если провертеть в мозгу дырку, то они оттуда вырываются и начинают фонтанировать. Это совершенная чецу^а! Все дело в том, что вы просто облегчаете труд. То, что^раньще нужно было понять со слов, да еще со слов, во многом недосказанных, теперь вам преподносят как объективную действительность с ясными соотношениями. Значит, дело не в каких-то способностях, заново открытых, а в том, что реальная деятельность ребенка организуется иначе. Все дело в новых средствах, которыми мы вооружаем психическую деятельность, а не в первичных способностях.

Еще один практический момент заключается в том, что благодаря чрезвычайному облегчению процесса получено новое решение старой проблемы — проблемы выравниваемости успеваемости внутри достаточной массы людей. Обычное обучение есть классное обучение, а класс — определенное, чаще всего — значительное количество людей, подобранных большей частью случайно. И потому возникает большая разница в успеваемости и, как принято говорить, в способностях.

Этот вопрос был поднят еще в конце XIX столетия, и он привел к попыткам разделить всех учеников по их способностям. Отсюда родились тесты одаренности и проверка учащихся с их помощью В настоящее время эти тесты доведены до очень большого совершенства Действительно, можно разделить людей по уровню достигнутого ими развития на такие группы, различия между которыми сохраняются впоследствии чуть ли не на протяжении всей жизни. Но что лежит за таким разделением — это уже другой разговор. В некоторых европейских странах дело рассматривается именно таким образом, что надо подбирать учащихся одинаковых способностей, потому что для каждого разряда способностей нужно иметь свою программу, свои методики преподавания и т д. И это сплошь и рядом имеет экономический и другой эффект, потому что в ответственных случаях вы просто подбираете людей по этим показателям И с






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.