Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 12. Условия формирования свойств действия. Смысле слова. Так это же узкий критерий







П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

смысле слова. Так это же узкий критерий! Просто неподходящий критерий.

Очень важно, что мы часто не отслеживаем те критерии, из которых исходим. Они нам кажутся чем-то естественным. И это всегда так: когда ты стоишь на почве какого-нибудь критерия, то с его позиций вещи представляются в определенном свете. Поэтому очень важное дело — осознание критериев, ибо критерии принимаются человеком интуитивно. А критерии прежде всего следует подвергать оценке с точки зрения их соответствия той действительности, которую надлежит оценивать с помощью этих критериев.

Итак, критичность — очень трудная и ответственная задача, но вырабатывать ее нужно, сначала выделяя критерии, которыми сплошь и рядом пользуются интуитивно, неосознанно и очень часто — неоправданно.

Теперь — мера овладения. Это для нас особенно важный показатель, и вот почему. Ведь мы полагаем (я вам дальше буду об этом рассказывать), что усвоение действия — это не простое задалбливание в той форме, в какой оно вначале и разъясняется, и выполняется. А это непрерывное изменение форм самого действия. Нельзя переходить к следующей, более высокой форме, пока предыдущая не освоена в достаточной степени. Но нельзя и чересчур задерживаться на этих переходных формах, потому что всякое чрезмерное освоение означает закрепление действия в этой форме. А ведь оно сплошь и рядом является переходным, неокончательным

Однажды мы провели исследование детишек в конце первого тда школьного обучения и проверили, чем отличается двоечник от троечника, троечник от четверочника и т д Так вот оказалось, что неуспевающие отличаются от успевающих вовсе не тем, что они плохо думают Они, оказывается, вовсе не плохо думают, иногда даже очень быстро думают, но думают начальными, крайне неэкономными формами выполнения этого действия.

Представьте себе, что ребенок задержался на предметном счете, т. е. он может считать только предметы И вот он начинает считать на пальцах Пальцы — это ведь великолепный материал, это, собственно, русские счеты имеется десяток, в нем четко отличается одна пятерка от /тугой На пальцах очень хороню считать И такой ребенок ручки держи'1 где-нибудь под партой и считает с не-иерояшой быстротой, загибая своп пальцы Причем мы брали его

ГЕЯ


FEF1

руку в свою и все равно чувствовали шевеление его пальчиков, но различить ничего не могли — так быстро и так тонко он ими шевелил, но все равно считал. И считал все время правильно, не ошибался. Но если ему зажимали руку так, что ему трудно было шевелить пальцами и что-либо там различать, он переставал считать с помощью пальцев и начинал считать с помощью других методов: считал пятна на доске, на парте, на стенах и т. д. Значит, считает все, что угодно, но только на предметах. Представьте себе, что ему дают задачи с числами, превышающими десяток. Пока он переберет пальчики по нескольку раз и даст правильный ответ, учительница скажет: «Как он плохо и медленно думает». А он думает быстро, он молниеносно думает, но считает на пальцах медленно. Вот это и есть задержка на ранних и вначале необходимых формах действия. Но если он задерживается на них, то это становится источником его отставания. И беда заключается в том, что это отставание не сразу становится ясным для учительницы Бедный мальчонка, он изо всех сил старается успеть за остальными. А как он может успеть на данных примерах? — Только максимально их автоматизируя. И вот он доходит до совершенной виртуозности в выполнении этих действий, но тем самым все больше и больше «заклинивается» на этом безнадежном способе решения задач

Имеется опасность обратного порядка промежуточные формы действия вовсе не следует осваивать наилучшим способом Нужно их доводить до определенной меры не больше и не меньше1 Иначе вы не сможете перейти к следующей форме действия Какие же есп> меры определения -пой cieiicini овладения промежуточной формой действия' /)ги меры заключаются во'1 в чем Первоначально действие выступает для ребенка как ряд отдельных, самостоятельных, иоследовак-льных звеньев, которые осуществляются таким образом, что ребенок всегда осматривает ближайший отрезок, который он должен проделать Рассмотрел — начинает выполнять, дошел до следующей точки — здесь снова останавливается и производит ориентировку в ближайшем участке своей работы, затем ее опять выполняет

'Гак действие разбивается сначала на отдельные самостоятельные звенья, разделяемые периодами ориентировки Затем эти отдельные звенья начинают объединяться в так называемые более высокие единицы имеет разделения па два звена появляемся один






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.