Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 4. Развитие психики животных







П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

биологического приспособления оказалась очень целесообразной, но совершаемой механически. Такое представление повело за собой проверку, и оказалось, что при ближайшем рассмотрении инстинктивные реакции вовсе не так грубо механистичны, не представляют одного слепого действия за другим, вовсе не цепочка таких действий, где каждое из предшествующих вызывает последующее, а что внутри этого врожденного поведения есть своя мобильность, гибкость, приспособляемость к конкретным условиям. Эта приспособляемость у разных животных различна, но она есть всюду. Более внимательные исследования разоблачили многие чисто механистические представления.

Я приведу вам красивый пример из жизни насекомых. Насекомые — это область наиболее ярко выраженной инстинктивной жизни. Хотя и животные находятся в пределах инстинктивной жизни, но у насекомых инстинктивные реакции более выражены. Есть оса под названием каменщица. Она роет для своего потомства ячейку, затем цементирует ее слюной. Получаются плотные, гладкие стенки, не пропускающие влагу. Затем она охотится за добычей — кузнечиком. Она его не убивает, а только парализует. Это очень важно, потому что такой кузнечик, во-первых, живет, не разлагаясь, почти восемнадцать дней, в то время как живой, двигающийся кузнечик живет пять-шесть дней, а затем подыхает. Кроме того, убитая добыча разлагается, а живой, хоть и парализованный кузнечик продолжает жить, это живая пища. Оса забрасывает в ячейку парализованного кузнечика, а до этого откладывает туда свое яичко и затем заделывает вход в ямку так, что она становится совершенно незаметной на фоне окружающего покрова. Личинка^вылупившись, питается кузнечиком, вкушает свежее мясо и на этой доброй пище очень быстро растет, развивается, а затем пробивает себе выход и начинает жить самостоятельно.

С этой осой были проведены разные опыты. Вот один из них. Когда оса приготовила ячейку и полетела за добычей, экспериментатор нарочно разрушил часть стенки этого помещения. Оса, вернувшись с добычей, кладет кузнечика рядом с ячейкой, а сама проверяет ее состояние, ощупывает стенки и, обнаружив разрушение, заделывает стенку, возвращается за кузнечиком, но, если его уже забрал экспериментатор, улетает за следующим. Экспериментатор еще раз повторяет свои действия. Опять оса прилетела с добычей и об-

 


ЕЕ

наружила разрушение, и опять его заделала. Если это повторяется несколько раз, то оса вообще бросает это место и переходит на но- I вое. Но если все обошлось благополучно, ячейка цела, то оса свали-f вает кузнечика внутрь и откладывает яичко, остается только заделать | вход. В это время ее прогоняет экспериментатор и забирает яичко. I Оса возвращается через некоторое время, обследует положение, об-I йаруживает, что яичко отсутствует, и своим поведением проявляет I растерянность. Тем не менее через некоторое время, не обнаружив 1 яичка, поволновавшись, она возвращается обратно и снова заделы-I вает вход, как будто ничего и не случилось. Это уж совсем неумно. I А иногда экспериментатор делает так: оставляет яичко, но забирает г кузнечика — пищу для этого яичка. И опять оса обнаруживает явный непорядок, но, покрутившись некоторое время, оставляет свое яичко голодным. Оказывается, положение таково: если вы не даете животному закончить известную часть его работы, — скажем, она не закончила еще свою постройку или закончила ее только что, а вы разрушили, — тогда она проверяет и восстанавливает. Но если она опустила туда кузнечика, то больше она к постройке ячейки не возвращается. Если она теперь обнаружит, что вы разрушили эту ячейку (а от этого ее потомство может погибнуть), то она откладывает яичко и заделывает вход, хотя потомство и обречено на гибель.

Возникает следующая ясная картина: все поведение осы разбито на отдельные операции: построить ячейку, добыть кузнечика, отложить яичко, заделать вход. Если вы вмешиваетесь в ходе текущей операции, то животное старается поправить сделанные вами нарушения, оно не идет дальше Если же вы не даете ему закончить эту операцию, то оно бросает начатое и перемещается на новое место Но если оса эту операцию закончила и перешла к другой, а вы теперь производите нарушение в предыдущей части ее работы, то она обратно не возвращается, хотя и обнаруживает повреждение. У нее есть индивидуальное приспособление к обстоятельствам, но очень ограниченное, она схватывает не всю деятельность в целом, а только один его отрезок — от сих и до сих. А уж если оса перешла дальше, то вернуться назад она не может, даже если и обнаруживает какое-то нарушение. Она может приспосабливаться, менять свое поведение, но только в пределах настоящей операции. Это очень характерная особенность инстинкта. Цельная с нашей точки зрения (и с биологической тоже) деятельность для животного разбивается на отдельные






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.