Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1. В поисках предмета психологической науки






2 Лекции по психологии


П. Я. Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

Значит, в опытах тренируется картина ситуации и самого раздражителя, и если поступающие сигналы не совпадают с ним, тогда уже положенная связь на выход, на реакцию отключается и автоматически включается другая деятельность — ориентировочная деятельность в среде. Образ и означает, что возникает ситуация, требующая какой-то ориентировки, что возникло нечто новое, которое может нести опасность, хотя бы потому, что вы совершите автоматическую реакцию, а ситуация уже изменилась и поэтому эта реакция окажется неудачной. В связи с этим у животных в процессе эволюции выработался специальный нервный механизм, который предупреждает протав совершения автоматического действия без учета особенностей ситуации.

Значит, очень характерная вещь заключается в том, что когда возникает образ, то раскрывается поле вещей и прежняя автоматическая реакция задерживается, потому что нужно еще разобраться, полезным ли будет повторение реакции, которая была в прошлый раз, будет ли эта реакция успешной или неуспешной в связи с изменением условий.

Так для чего нужен образ? А для того, чтобы организм, перед тем как действовать, мог разобраться в обстоятельствах, сориентироваться. Так мы приходим к простому и общему заключению, что образ есть один из важнейших компонентов, который делает понятным наличие потребности, который помогает ориентировке, потому что подлинная действительность психической жизниэто ориентировка в ситуации, требующей нешаблонных действий. Это основная жизненная функция психической деятельности. Это именно та сторона, с которой мы будем рассматривать все психические процессы. Вот эта сторона (только сторона) и составляет предмет психологии.

Вот вы имеете чувства. Их можно изучать с разных сторон. Можно изучать со стороны физиологии, что чаще всего и делается, так как всякое сильное чувство связано с очень глубокими физиологическими изменениями в организме. И чувства нужно изучать со стороны физиологии. Но это не всё. Можно изучать чувства и с этической, и с эстетической стороны, с педагогической и многих других сторон. А мы, как психологи, будем рассматривать чувства как начало особого ориентирования — такое начало, которое не может быть возмещено разумом, так как тогда развивалась бы только рациональная сторона.

Ш1


ИИ

Или взять мышление. Его также можно изучать с самых различных сторон. Мы будем изучать мышление и как ориентирование, которое при решении задачи иногда заводит в тупик, а иногда и приводит к решению задачи.

Итак, мы будем изучать в нашем курсе только одну сторону, но такую, ради которой существуют все другие стороны. Естественно, возникает следующий вопрос: поскольку мозг — это великолепная вычислительная машина, а машины совершенствуются и сами вырабатывают различные системы, то нельзя ли создать такую машину, которая может заменить мозг и решить любую задачу ориентировки? Другими словами: в чем объективная необходимость ориентировки на основе образа? Почему нельзя обойтись без нее на основе тончайшего адаптационного (приспособительного) устройства? Об этом мы раскажем в следующей лекции.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.