Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Молодость






Молодость охватывает период жизни от окончания юно­сти (20—23 до примерно 30 лет), когда человек «более - менее прочно утверждается во взрослой жизни».

Молодость - это прежде всего время создания семьи и ус­тройства семейной жизни, время выбранной профессии, оп­ределение отношения к общественной жизни и своей роли в ней.

Выбор спутника жизни и создание семьи — одна из сто­рон социальной ситуации развития в молодости. В этот пе­риод подавляющее большинство людей заключают первые браки, это обычно возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше всего приспособ­лен к рождению первого ребенка.

Создание семьи чрезвычайно важно для личностного раз­вития. От того, как складывается семейная жизнь, во мно­гом зависит общее развитие человека — его духовный рост, развитие способностей и т.д. Неудачные браки могут затор­мозить личностный рост человека и его профессиональное продвижение, негативно сказаться на отношениях в даль­нейшем к представителям другого пола, на целостном отно­шении к миру. Как отмечает И.Ю. Кулагина, после 30 лет первые браки заключаются довольно редко. Социологичес­кие исследования показывают, люди не создавшие семьи до 28-30 лет, в дальнейшем, как правило, этого сделать уже не в состоянии. Они привыкают жить в одиночестве, стано­вятся излишне требовательны к другому человеку, у них по­является ригидность привычек, часто делающих очень труд­ной совместную жизнь [8. С. 365].

Большое значение имеет рождение детей. Созданная се­мья приобретает новое качество. Меняется весь строй и ук­лад семейной жизни, у супругов появляются новые обязан­ности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь [8].

Таким образом, создание семьи — это социальная задача («задача развития») молодых; молодые годы сензитивны для поиска и нахождения спутника жизни.

Ведущая деятельность в период молодости — професси­ональная. В этот период происходит овладение выбранной профессией. Уже в молодости человек может достигнуть в своей профессии достаточно высокого уровня мастерства и его объективного признания. Вместе с мастерством обре­тается чувство профессиональной компетентности, чрезвы­чайно важное для личностного развития в молодости, осо­бенно когда выбранная профессия соответствует призванию.

В молодости обнаруживается стремление к самовыраже­нию (в выборе профессии, в карьере); вырабатывается ин­дивидуальный жизненный стиль, обретение и реализация индивидуальных смыслов жизни; происходит выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных цен­ностей.

Центральные возрастные новообразования этого перио­да — это семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.

В период молодости происходит включение во все виды социальной жизни и овладение различными социальными ролями, продолжается профессиональное самоопределение, усложняются критерии оценки себя как профессионала.

В молодости продолжается интеллектуальное развитие, проявляется способность к усвоению нового (открытия в науке чаще совершают молодые).

Что касается развития мышления, единой точки зрения в психологии нет. Одни исследователи считают, что интел­лектуальное развитие заканчивается в детском возрасте, другие — что качественные преобразования происходят и во взрослом периоде жизни.

В молодости заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание.

Важной стороной жизни в молодости является также установление и развитие дружеских связей. По мнению многих психологов, дружба в этот период, как и любовь, выходит на новый качественный уровень. Дружба, в отли­чие от простых приятельских отношений, предполагает ту или иную духовную близость. Чаще всего друзей объединя­ют близкий возраст, социальное положение, культурный уровень, ценности и социальные установки. Кроме того, дружба обычно возникает между лицами одного пола. Дру­жеские отношения складываются в совместной деятельнос­ти (в производственных коллективах). Встречаются дружес­кие отношения молодых людей с людьми старшего возрас­та. Они складываются, как правило, также в совместной производственной деятельности.

К тридцати годам человек находится на вершине раз­вития своих интеллектуальных возможностей, достигает определенных результатов в профессиональной деятель­ности, устраивает семейную жизнь. Подводятся первые итоги жизни.

Молодой человек вступает в период кризиса молодости.

Кризис 30 лет выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разруше­нии прежнего образа жизни. Иногда происходит пересмотр собственной личности, приводящий к переоценке ценностей. Это означает, что жизненный замысел оказался неверным, что может привести к перемене профессии, уклада семей­ной жизни, к пересмотру своих отношений с окружающи­ми людьми. При удачном выборе привязанность к опреде­ленной деятельности, определенному укладу жизни, ценно­стям и ориентациям не ограничивает, а наоборот, развивает его личность.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни, в целом он знаменует переход от молодости к зрелости. «Смысл — это то, что имеется в виду человеком, который за­дает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает воп­рос, требует ответа» (В. Франкл). Смысл — это то, что связы­вает цель и стоящий за ней мотив, это отношение цели к моти­ву. В рамках теории психологических систем (ВЯ. Клочко, ОМ. Краснорядцева) смысл рассматривается как необходи­мое условие самоорганизации человека.

Проблема смысла возникает тогда, когда цель не соот­ветствует мотиву, кода ее достижение не приводит к дос­тижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно. Если речь идет о смысле жизни, то ошибочной оказывается общая жизненная цель, т.е. жизненный замысел. «Под смыслом жизни имеется в виду внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта своих собственных действий, поступков, взятых как целое и переживаемых как истинное и ценностное» [12. С. 377].

Решение кризиса зависит от индивидуальных особенно­стей, от особенностей ситуации (предшествующей, настоя­щей).

Исследователи выделяют возможные пути разрешения профессионального кризиса молодости:

1. Прекращение профессионального роста — стабилиза­ция на достаточном уровне, ограничение профессиональных притязаний и смещение основных мотивов в другие сферы жизни.

2. Упрочение одной из сторон профессиональной деятель­ности — выбор одного из наиболее успешных профессио­нальных направлений и повышение квалификации без вы­хода за его узкие границы.

3. Конструктивное решение — профессионал находит новые пути развития, приводящие к выходу на качественно иной, более высокий профессиональный уровень.

4. Деструктивное разрешение — срыв, выражающийся в конфликтах, смене работы, попытке начать все сначала. (Г.С. Абрамова).

Таким образом, в молодости человек начинает утвер­ждать себя в жизни, осуществлять поставленные цели. В молодости большинство людей встречают спутника жиз­ни и создают семью, приобретается профессиональное ма­стерство. Молодость — это расцвет отношений любви и дружбы.

Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и профессио­нальную компетентность, когда человек уясняет смысл сво­ей жизни, подводит ее первые итоги.

 

Вопросы для обсуждения

1. Молодость как социально-историческая категория.

2. Развитие личности в молодости.

3. Особенности самосознания в молодости.

4. Особенности семейных взаимоотношений.

5. Психологические особенности кризиса молодости.

Задания

1. Выявите особенности профессионального самоопределе­ния.

2. Кто в вашей жизни оказал решающее влияние на личност­ное и профессиональное самоопределение?

3. Охарактеризуйте кризис 30 лет, выделите его особенности.

4. Изучите особенности развития личности в молодости, ис­пользуя предложенные диагностические методики.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.