Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инструкция. «Пожалуйста, нарисуйте свою семью так, чтобы ее члены , были чем-либо заняты»






«Пожалуйста, нарисуйте свою семью так, чтобы ее члены, были чем-либо заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких либо указаний. Например, «можешь рисо­вать как хочешь». Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания детей, отмечать их мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После того как рисунок закончен, с ребенком можно провести беседу по следующей схеме:

— кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи;

— где работают или учатся члены семьи;

— как в семье распределяются домашние обязанности;

— каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.

 

 

В системе количественной оценки учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особеннос­тями рисунка считаются количество линий рисующего, положение объектов рисунка на бумаге, стирание рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка.

Содержательными характеристиками рисунка являются изоб­ражаемая деятельность членов семьи, представленных на рисун­ке, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.

При интерпретации основное внимание обращается на следу­ющие аспекты:

1. Анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реаль­ной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие чле­нов семьи на рисунке).

2. Анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи, раз­личия в стиле рисования, количество деталей.

3. Анализ процесса рисования (последовательность рисова­ния каждого члена семьи, комментарии, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).

Рассмотрим подробнее каждый аспект схемы интерпрета­ции.

1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Иногда дети рисуют людей, которые не входят реально в состав семьи. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Так, например, важным показателем психо­логической близости является реальное расстояние между от­дельными членами семьи. Иногда между остальными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как бы прегра­дой между ними. Так, довольно часто можно увидеть рисунок, в ко­тором отец сидит, спрятавшись за газетой, или около телевизо­ра, отделяющего его от всей семьи. Мать чаще рисуется у плиты, как бы поглощающей все ее внимание. Общая деятельность чле­нов семьи обычно свидетельствует о хороших благополучных се­мейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет не­сколько членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье. Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это может свидетельствовать о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Мы предполагаем, что это тоже отражает эмоциональную озабочен­ность по поводу своей семейной ситуации, что она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной зна­чимостью.

2. Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше все­го рисует и раскрашивает фигуру его самого любимого члена семьи. И наоборот, если ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в изображении этого члена семьи, с ко­торым у него сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать стирание и перерисовку. Важное ди­агностическое значение имеет неадекватная величина фигуры. Например, ребенок нарисовал младшую сестру не только боль­ше, чем он сам, но даже больше, чем родители. Это может сви­детельствовать о том исключительном внимании, которое ока­зывают младшей сестре, о ее особом месте в иерархии семей­ных отношений.

Нужно отметить, что в рисунках, особенно детей младшего возраста, можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто одним стилем рисуют отца и братьев, а другим — мать и сестру. Особенно отличается тип прорисовывания волос, одеж­ды. Потому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он силь­нее идентифицируется (с матерью или с отцом), адекватно ли это полу ребенка.

3. Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше, отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и понятно. Психолог может успокоить ребенка, сказать, что тут не столько важно красиво нарисовать, сколько при­думать деятельность для членов семьи. Но бывают дети, много­численные отговорки которых, а также манера прикрывания на­рисованного рукой могут свидетельствовать о недоверии ребен­ка своим силам, его потребности в поддержке со стороны взрослого. Чаще всего свой рисунок ребенок начинает с изобра­жения того члена семьи, к которому он действительно хорошо от­носится. Иногда наблюдаются комментарии перед тем, как ре­бенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях так­же может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор ребенком.

Выделено пять симптомокомплексов:

— благоприятная семейная ситуация;

— тревожность;

— конфликтность в семье;

— чувство неполноценности в семейной ситуации;

— враждебность в семейной ситуации.

 

 

Симптомокомплекс Симптом Баллы
1. Благопри­ятная семейная ситуация   Общая деятельность всех членов семьи Преобладание людей на рисунке Изображение всех членов семьи Отсутствие изолированных членов семьи Отсутствие штриховки Хорошее качество линий Отсутствие показателей враждеб­ности Адекватное распределение людей на листе 0, 2   0, 1 0, 2 0, 2   0, 1 0, 1 0, 2 0, 1  
2. Тревож­ность   Штриховка Линия основания — пол Линия над рисунком Линия с сильным нажимом Стирание Преувеличение внимания к деталям Преобладание вещей Двойные или прерывистые линии Подчеркивание отдельных деталей 0, 1, 2, 3 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1, 2 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1
3. Конфликт­ность в семье   Барьеры между фигурами Стирание отдельных фигур Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур Выделение отдельных фигур Изоляция отдельных фигур Неадекватная величина отдельных фигур Несоответствие вербального описа­ния и рисунка Преобладание вещей Отсутствие на рисунке отдельных членов семьи Член семьи, стоящий спиной 0, 2 0, 1, 2 0, 2   0, 2 0, 2 0, 2   0, 1   0, 1 0, 2   0, 1
4. Чувство неполно­ценности в семейной ситуации   Член семьи, стоящий спиной Автор рисунка непропорционально маленький Расположение фигур на нижней части листа Линия слабая, прерывистая Изоляция автора от других Маленькие фигуры Неподвижная по сравнению с дру­гими фигура автора Отсутствие автора Автор сидит спиной 0, 2 0, 2   0, 1   0, 2 0, 1 0, 1 0, 2   0, 1 0, 2
5. Враждеб­ность в семейной ситуации   Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа Агрессивная позиция фигуры Зачеркнутая фигура Деформированная фигура Обратный профиль Руки раскинуты в стороны Пальцы длинные, подчеркнутые 0, 1   0, 2 0, 2 0, 1 0, 1 0, 1  

 

Мы уже говорили об элементе психологической коррекции, который присутствует в каждом занятии психолога с учеником. Здесь необходимо особенно подчеркнуть значение личности пси­холога в его общении с ребенком, последующей индивидуальной коррекционной работе.

 

Литература

1. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагно­стика, коррекция, педагогическая поддержка. — М., 1997.

 

2. Битянова М.Р., Азарова Т.В. и др Работа психолога в начальной шко­ле.—М., 1998.

 

3. Будкина Н.И. Психологическая готовность к шко­ле. — М., 1996.

 

4. Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мыш­ления и умственное воспитание дош­кольника. — М., 1985.

 

5. Венгер А.Л., Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? — М., 1994.

 

6. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследова­ния детей младшего школьного воз­раста: Для школьных психологов. — Томск, 1993

 

7, Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб., 1999.

 

8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. Гл. III. Проблемы психического развития детей. — М., 1996.

 

9. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология- Полный жиз­ненный цикл развития человека: Учеб. пособие для студ. высш учеб, заведений. — М., 2001.

 

10. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя нач. классов. — М., 1986

 

11. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб пособие. - М., 2001.

 

12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антрополо­гии. Психология развития человека-Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для ву­зов.—М., 2000.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.