Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эрозия. Потеря гумуса вследствие сельскохозяйственной и промышленной деятельности человека




Эрозия (от лат. "erosio" - разъедание) - разрушение почв и горных пород текучими водами. Сейчас это понятие рассматривается шире. В широком понимании эрозия - совокупность всех процессов, приводящих к разрушению земной поверхности.
Т.е. сейчас фактически эрозия = выветривание.

Сокращение площади земельных угодий (за свою историю человек уже уничтожил 2/3 почв)

Снижение почвенного плодородия Повреждение и угнетение посевов и пр. растительности
Пылевые бури Почвенная засуха и заболевания почвы
Усиление продовольственной проблемы

ассмотрим, как сказывается антропогенная деятельность на наиболее используемых человеком земельных угодьях, ведь кроме выветривания и эрозии, описанных выше, имеется ещё масса других проблем.
1. Пашни наиболее страдают от водной и ветровой эрозии. Однако зачастую на первый план выходит проблема истощения почв (см. следующую тему). Значительно ухудшает физические свойства почв использование тяжёлой техники, которая нарушает структуру почв, уплотняет их. Поэтому всё шире используется мини-техника или техника с широкими шинами, чтобы уменьшить давление на почву.
2. Пастбища также страдают в-основном от водно-ветровой эрозии, значительно усиливающейся в горной местности. Кроме уже известного регламентирования выпаса, целесообразно разводить более продуктивные породы скота, т.е. идти по интенсивному пути развития (не количеством, а качеством). Настоящим бедствием становится засорение пастбищ сорными травами и кустарниками, семена которых попадают на пастбища из шерсти выпасаемых животных. А, как известно, сорные растения гораздо лучше приживаются. Сократить масштабы этого явления может своевременный уход за скотом - его стрижка и помывка.
3. Сенокосы страдают, прежде всего, от истощения почвы, т.к. количество биомассы поступающей в почву резко снижается, особенно если под сенокосы постоянно используются одни и те же земли. Кроме того, широко распространено неверное понимание, что такое "многолетние травы". Многолетние - не значит вечные. Многолетники - это растения, живущие 2 года и более. Часто от 3 до 5 лет. И если в этот период им не дать отцвести, отколоситься и разбросать свои семена, они просто вымрут или, минимум, значительно снизят свою продуктивность. А ведь сенозаготовка, как раз таки, не даёт им такой возможности, т.к. производится (если хочешь хорошее сено) до периода колошения. Выход прост - раз в 3, а лучше в 2 года, давать сенокосам отдохнуть, чтобы травы могли спокойно провести весь вегетационный цикл.
4. Сады, сами по себе, не наносят вреда землям, а даже укрепляют их и обогащают питательными веществами. Однако, что характерно для нашей республики, их частенько закладывают в предгорной части, на адырах и даже в низкогорьях, где уклоны местности значительны. Для этого широко используют террасирование склонов. А это уже простор для развития эрозии, главным образом водной. При закладке террас и ирригационных систем следует не забывать про правило "трёх градусов".
5.Дороги являются одним из главных факторов развития эрозии в горной местности, т.к. при их прокладке частенько приходится подрезать склоны, тем самым лишая их естественной защиты. Но и на равнинах дороги наносят неимоверный вред природе, особенно если это магистрали с высоким потоком транспорта. Эксплуатацию дорог неизменно сопровождают шум и выбросы, среди которых преобладают вредные газы (легко распространяющиеся в пространстве) и тяжелые металлы. Всё это угнетает животный и растительный мир на расстоянии 1 - 1,5 км от автомагистралей и на 2 - 3 км от ж/д. Кроме того, транспортные пути становятся непреодолимым препятствием на пути миграций животных, что прерывает связи между различными популяциями, резко сокращает их ареал и, в итоге, приводит к вырождению изолированных популяций. К сожалению, очень сложно существенно помочь живой природе в этом случае, но учитывать её интересы всё же необходимо. В первую очередь при проектировании дорог. Реально и снижение выбросов и шума.
6. Населенные пункты уничтожают естественный природный комплекс данной территории, загрязняют все сферы. Нарушается и тепловой баланс на территориях, занятых городами, где преобладают бетон, асфальт, огромные выбросы тепла от ЖКХ и эксплуатации электрооборудования. Для древесной и прочей растительности в городах остается места всё меньше и меньше. Перепады температур между городом и его окрестностями иногда соизмеряются с передвижением в естественных условиях на 20 о по широте. Спасти ситуацию практически невозможно, но некоторую помощь могут оказать "зелёные друзья" - деревья. Хороший хозяин всегда найдет для них место при проектировании и строительстве.




mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал