Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативно-методическое обеспечение использования комплексной системы автоматизации ДОУ






Эффективное использование корпоративной технологии доку­ментооборота основывается на ее закреплении в регламентирующих документах, существовании «писаных правил» работы сотрудников. При этом важно заметить, что чем более масштабные и многофунк­циональные системы автоматизации документооборота внедряются, тем более пристального внимания требуют к себе вопросы норма­тивно-методического обеспечения [28].

Иногда можно встретиться с некоторой недооценкой необходи­мости закрепления новых процедур работы в организационно-рас­порядительных документах организации. Логика рассуждений в этом случае примерно такая: автоматизацией занимались и раньше, но никакие документы, кроме инструкции по делопроизводству, не утверждались. Сегодня ситуация меняется, поскольку, как уже отме­чено выше, произошел переход к качественно новым компьютер­ным системам.

Безусловно, инструкция по делопроизводству — это основной документ, определяющий организацию и технологию работ с доку­ментами, в том числе в условиях автоматизации, хотя можно заме­тить, что в практике деятельности предприятий и организаций, осо­бенно созданных в последнее десятилетие, встречаются и иные под­ходы. Например, предприятие решает вопросы оптимизации своей работы. При этом устранение недостатков в организации делопроиз­водства и документооборота на предприятии рассматривается только применительно к конкретным задачам (или, как сейчас чаще гово­рят, к бизнес-процессам). Предлагаемые процедуры работы включа­ются в описания бизнес-процессов, а до новой инструкции по дело­производству дело не доходит. При всей полезности оптимизации отдельных бизнес-процессов следует также иметь в виду и общие вопросы организации ДОУ на предприятии в целом.

Вместе с тем содержание и характер работы в условиях корпора­тивной технологии выходит за рамки традиционного делопроизвод­ства и традиционной инструкции по делопроизводству (порядок подключения пользователей к системе, ведение справочников, рабо­та с электронными файлами и т.п.). Если подобные вопросы вклю­чать в инструкцию по делопроизводству, то можно получить много­страничный документ с разнородной информацией, название кото­рого не будет отвечать его содержанию. Поэтому возникают норма­тивно-методические документы с другими названиями (например, «Инструкция по документационному обеспечению управления»), более учитывающие особенности работы в условиях корпоративных систем документооборота.

Для конкретной автоматизированной системы ее разработчики составляют «Руководство пользователю». Однако этот документ также не может удовлетворить все потребности, связанные с регла­ментацией документооборота. «Руководство пользователю» высту­пает скорее как справочное пособие, путеводитель по системе. В нем, как правило, дается характеристика всех возможных операций, и при внесении изменений в программное обеспечение может по­требоваться переработка «Руководство пользователю». Регламента­ция же функций конкретных категорий работников требует закреп­ления в организационно-распорядительных документах, в которых должны быть определены обязанности работников по выполнению конкретных функций и операций в автоматизированной системе (к примеру, вносить резолюции и отмечать передачу документа, делать формальные и тематические связки документов, прикреплять к электронной карточке файл документа и т.п.). Требования подобно­го рода носят скорее административный характер и потому вряд ли уместны в «Руководстве пользователю».

Не всегда удобно перегружать подобными требованиями и долж­ностные инструкции работников, поскольку эти требования могут носить единый характер для всех пользователей автоматизированной системы. К тому же есть вопросы, которые должностными инструк­циями или инструкциями по делопроизводству не регламентируются.

Отсюда возникает необходимость в подготовке специального нормативно-методического документа по работе с корпоративной системой документооборота. Могут быть изданы отдельные, но взаимоувязанные по требованиям документы, регламентирующие работу службы ДОУ и структурных подразделений, поскольку функции пользователей системы будут различаться.

 

Отметим вопросы, требующие регламентации в связи с внедре­нием комплексной системы автоматизации ДОУ.

Общие положения по использованию комплексной системы автоматизации ДОУ назначение системы; порядок установки клиентских мест; регламентация доступа к базе данных; роль службы ДОУ в условиях применения комплексной системы автоматизации ДОУ; требования к подготовке пользователей комплексной системы автоматизации ДОУ.

Категории документов, работа с которыми осуществляется в комплексной системы автоматизации ДОУ: классификация документов применительно к специфике орга­низации; разграничение функций по регистрации конкретных кате­горий документов; виды документов, для которых используется передача электронных файлов и требования к представлению информации; категории документов, подлежащих сканированию.

Виды работ с документами: перечень видов работ по входящим, исходящим и внутренним документам для службы ДОУ и структур­ных подразделений; требования к заполнению реквизитов электрон­ных карточек документов и выполнению основных операций; рабо­та исполнителей с документами; контроль за исполнением поруче­ний; порядок передачи на исполнение бумажных документов и их электронных образов.

Контроль за правильностью заполнения информационных полей: организация контроля за правильностью заполнения реквизитов электронных карточек документов и выполнению основных опера­ций; обязанности работников при выявлении отступлений от типо­вых процедур работы в автоматизированной системе (прохождение документа не соответствует типовой технологии или обнаружение неправильно введенной информации); порядок исправления некор­ректных действий пользователей.

Ведение справочников комплексной системы автоматизации ДОУ: организация ведения системных справочников (классификаторов) и порядок внесения изменений (например, в справочники структуры и должностных лиц органи­зации, корреспондентов, видов документов и т.п.); требования к заполнению информационных полей классификаторов.

Основные функции и права системных технологов (админист­раторов): настройка системы в соответствии с требованиями к организации документооборота и действующей структурой органи­зации; ведение справочников системы; сопровождение системы и взаимодействие со службами технической поддержки; работа с пользователями; участие в организационно-методической работе; обязательность указаний системных технологов (администраторов) о порядке пользования системой.

Данный перечень отражает вопросы, имеющие достаточно об­щий характер. Практика последних лет показала устойчивость этого комплекса вопросов, с которыми сталкиваются организации различ­ных отраслей при внедрении систем автоматизации документообо­рота. Вместе с тем перечень не является исчерпывающим и его кон­кретное наполнение зависит как от специфики организации, так и от возможностей внедряемой технологии.

 

Из приведенного перечня видно, что к числу наиболее сущест­венных вопросов нормативно-методического обеспечения использо­вания комплексной системы автоматизации ДОУ относится также определение функций системного тех­нолога, т.е. специалиста, выполняющего прикладное администриро­вание системы, ее настройку на конкретную технологию документо­оборота и тем самым обеспечивающего работу остальных пользова­телей. Без такого рода специалистов использование комплексной системы автоматизации ДОУ невозмож­но. Поэтому важно, чтобы их было как минимум двое (чтобы в слу­чае отсутствия одного из них было кому решать текущие вопросы). В организациях, в которых внедряется комплексной системы автоматизации ДОУ, сейчас обязанности та­кого рода специалистов различаются.

Во-первых, обязанности системных технологов поручают как спе­циалистам служб ДОУ, так и специалистам подразделений информа­тизации. На наш взгляд, возможно использовать и тот, и другой ва­риант или даже оба (один технолог из службы ДОУ, а другой — из подразделения информатизации). Вопрос заключается только в ква­лификации специалистов, причем не только в их компьютерной под­готовке, но и знании ими предметной области ДОУ.

Во-вторых, нередко функции системных технологов поручают работникам в дополнение к уже имеющимся обязанностям. Этот ва­риант допустим, но важно, чтобы было найдено их разумное сочета­ние. К тому же в крупных организациях по мере расширения мас­штабов использования корпоративной системы документооборота сфера деятельности системного технолога расширяется.

Ниже приведен примерный перечень функций системного техно­лога, который может быть использован при распределении конкрет­ных обязанностей между работниками.

Работа с пользователями:

o участие в обучении новых пользователей комплексной системы автоматизации ДОУ;

o изучение новых версий программного обеспечения и доведе­ние изменений в технологии до пользователей комплексной системы автоматизации ДОУ;

o консультации пользователей по вопросам функционирования комплексной системы автоматизации ДОУ;

o •исправление ошибочных действий пользователей.

Ведение справочников комплексной системы автоматизации ДОУ:

o подключение новых пользователей к работе в системе (веде­ние справочника пользователей);

o ведение справочника организаций и проверка правильности внесения информации в этот справочник пользователями комплексной системы автоматизации ДОУ;

o систематическое внесение изменений в справочник организа­ционной структуры и должностных лиц;

o ведение справочника «Номенклатура дел»;

o внесение информации в другие справочники, имеющиеся в комплексной системы автоматизации ДОУ.

Настройка и сопровождение комплексной системы автоматизации ДОУ:

o настройка системы на актуальную структуру организации и технологию документооборота (во взаимодействии с руководите­лем службы ДОУ);

o контроль за соблюдением технологической дисциплины;

o контроль личных настроек пользователей;

o учет случаев сбоев в работе системы, информирование разра­ботчика о зафиксированных ошибках в работе программного обеспечения;

o совместно с руководителем службы ДОУ и системным администратором подготовка предложений по совершенствованию программного обеспечения.

Организационно-методическая работа:

o участие в разработке документов, регламентирующих работу пользователей комплексной системы автоматизации ДОУ;

o участие в проверках организации работы с документами и ис­пользования комплексной системы автоматизации ДОУ в структурных подразделениях;

o участие в мероприятиях, проводимых службой ДОУ, по совер­шенствованию организации делопроизводства и документооборота в учреждении.

 

В целом система корпоративной регламентации ДОУ в настоя­щее время может включать в себя:

o организационные и распорядительные документы, подписы­ваемые или утверждаемые руководством организации и обязатель­ные к применению всеми структурными подразделениями (напри­мер, приказ о внедрении системы; порядок установки клиентских мест; график подключения подразделений; временный порядок рабо­ты на период опытной эксплуатации системы; порядок (регламент) работы с документами после внедрения системы в постоянную экс­плуатацию; инструкция по делопроизводству и другие документы);

o организационно-методические документы, подготовленные профильными подразделениями (службой ДОУ, подразделением информатизации и др.), рекомендации по технологии работы, в том числе по конкретным бизнес-процессам;

o информационно-методические и справочные материалы, в том числе информация, размещаемая в Интранет-сети организации, типовые компьютерные формы, шаблоны документов [28, 29].

Последнее обстоятельство заслуживает специального внимания, так как развитие новых информационных технологий привело к еще одной возможности, важной для корпоративного регулирования ДОУ. В современных условиях использование интернет-технологий и информационно-справочных систем становится существенным элементом информационного обеспечения сотрудников по вопросам ДОУ и использования корпоративной системы документооборота. При использовании данной формы работы представляется возмож­ность не только ответить на конкретные вопросы по организации и технологии документооборота, но и одновременно оперативно довести эту информацию до сведения всех пользователей сетью Интранет- организации.

К рассмотренным вопросам нормативно-методического обеспе­чения в условиях автоматизации важно добавить, что корпоратив­ное регулирование ДОУ связано с использованием не только мето­дов регламентации, но и компонентов корпоративной культуры.

Корпоративная культура — это именно то, что «склеивает» или даже «цементирует» отдельные элементы управления организацией, включая коллектив ее работников. Поэтому одной из функций корпо­ративной культуры, имеющей важное значение и при организации работы с документами, является регулирующая, т.е. формирование и контроль форм поведения, характерных для данной организации, дополняющих или заменяющих в отдельных случаях использование административного воздействия. Носителями корпоративной куль­туры выступают люди. Но устоявшаяся корпоративная культура приобретает самостоятельное значение и становится атрибутом орга­низации в целом, средством корпоративной идентификации [27].

Формирование корпоративной культуры вовсе не означает, что внутри организации не существуют какие-либо субкультуры. Доми­нирующая культура выражает ключевые ценности, разделяемые большинством. Субкультуры проявляются, как правило, в доста­точно крупных организациях, формируясь на основе специфических функций подразделений (функциональные службы), местных усло­вий (территориальные отделения), особенностей структуры коллек­тива и состава работников. Возможен и иной вариант — в организа­ции не существует доминирующей культуры (либо она пока не сформировалась), а имеются отдельные разрозненные субкуль­туры. В этом случае организационная сплоченность, а иногда и управляемость организацией в целом оставляет желать лучшего. Внедрение корпоративной системы документооборота, которая при­звана выполнять связующую роль, создает предпосылки для повы­шения степени взаимодействия структурных подразделений, форми­рования особенностей стиля работы и деловых контактов, характер­ных для организации в целом

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.