Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Капитал.






34. Экзистенциали́ зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

35. В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны 1914—1918:

Л. Шестов, Н. А. Бердяев

В СССР экзистенциальные идеи развивал «философ подполья» Яков Друскин

В Германии экзистенциализм возник после Первой мировой войны: К. Ясперс, М. Хайдеггер, М. Бубер

Нашёл своих последователей в период Второй мировой войны 1939—1945 во Франции: Ж.-П. Сартр, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар

В 1940—1950-е годы экзистенциализм получил распространение и в других европейских странах:

Австрия: В. Франкл (логотерапия)

Италия: Э. Кастелли, Н. Аббаньяно, Э. Пачи

Испания: Х. Ортега-и-Гассет (относительно близок)

В США идеи экзистенциализма популяризировали: У. Лоури, У. Баррет, Дж. Эди,

И. Ялом (экзистенциальная психология)

Великобритания: Айрис Мёрдок, Уильям Голдинг

Польша: Витольд Гомбрович

Аргентина: Эрнесто Сабато

Словения: Эдвард Коцбек

36. Р.Барт, Батай, Бланшо, Бодрийяр, Делез, Деррида, Джеймисон, Гваттари, Клоссовски, Кристева, Лиотар, Мерло-Понти, Фуко.

37. 1) Закон перехода количественных изменений в качественные описывает механизм саморазвития. Гегель дал, прежде всего, определение категорий качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи. Качество Гегель характеризовал как тождественную с бытием внутреннюю определенность. Качество – это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качественное своеобразие предметов, явлений выступает, прежде всего, как их специфика. Оригинальность, неповторимость, как то, что отличает данный предмет от другого. 2) Второй закон диалектики – закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс, побудительную силу. Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. При характеристике действия этого закона Гегель оперирует категориями: тождество, различие, противоположности, противоречия. 3) Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания отражает, по Гегелю, общий результат и направленность процесса развития.Всяческое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Однако, отрицание, по Гегелю, не просто уничтожение старого новым. Она обладает диалектической природой. Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового.

38. 1) Качество – это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. 2) Количество Гегель определял как внешнюю для бытия определенность, видел в нем нечто относительно безразличное для той или иной вещи. Например, дом остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше. 3) Мера – это единство качественной и количественной определенности предмета, показатель того, что одному и тому же качеству может соответствовать определенный диапазон количественных характеристик. Следовательно, понятие меры показывает, что качеству принадлежат не каждые, а лишь определенные количественные значения. 4) Скачок – это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. Гегель характеризует скачок как сложное диалектическое состояние. Скачок – это единство бытия и небытия, означающее, что старого качества уже нет, а нового качества еще нет, и одновременно, прежнее качество еще есть, а новое – уже есть. Скачок – это состояние борьбы нового со старым, отмирание прежних качественных определенностей и замена их новыми качественными состояниями. 5) Противоположности – это категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. 6) Всяческое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Однако, отрицание, по Гегелю, не просто уничтожение старого новым. Она обладает диалектической природой. Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трех основных моментов: а) преодоление старого; б) преемственность в развитии; в) утверждение нового.

39. 1) СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА Философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, егосвойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть внутренняя организациясодержания. Отношение С. и ф. характеризуется единством, доходящим до их перехода друг в друга, однакоэто единство является относительным. Во взаимоотношении С. и ф. содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее входе развития несоответствие С. и ф. в конечном счёте разрешается «сбрасыванием» старой ивозникновением новой формы, адекватной развившемуся содержанию. 2) ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ - в логике и философии единичное — признак конкретного предмета, отличный отпризнаков всех предметов, входящих в некоторый фиксированный класс, общее — признак этого предмета, сходный с признаком по крайней мере еще одного предмета данного класса. Всеобщее — признак, сходныйс признаками всех предметов класса, особенное — любой невсеобщий признак. Наряду с этими двумядихотомическими делениями используется трихотомическое деление признаков на единичные, особенные ивсеобщие. Особенным в этом случае называют признак, сходный с признаками одних и отличный отпризнаков других предметов класса, т. е. любой общий, но не всеобщий признак. Понятия “единичное” и“общее” (“особенное” и “всеобщее”) относительны: они имеют строгий смысл, только если фиксирован класспредметов, по которому они определяются. При изменении этого класса общее может стать единичным, всеобщее особенным. Предмет, представляющий собой единство единичных и общих (особенных ивсеобщих) признаков, называют отдельным, индивидуальным, конкретным, партикулярным. Отдельнымназывают и признак, рассматриваемый в абстракции от тех отношений сходства и несходства, которыеделают его единичным или общим. Ключевую роль в приведенных определениях играют отношениясходства. Основанную на них теорию общего называют теорией сходства, которая принадлежит Аристотелю. Из этой теории следует, что общих признаков всегда ровно столько же, сколько обладающих ими предметов. 3) ЯВЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ (appearance and realit) (особенно в марксизме) разделение, выведенное между " поверхностными" социальными отношениями —явлением и базовымидетерминантами социальной действительности, скрытыми от глаз идеологией и т.д. Например, по Марксу, трудовая теория стоимости обеспечивает ключ к " научному" пониманию истинной природы капитализма, тоесть скорее его " эксплуататорского" и " противоречивого" характера, чем кажущейся " справедливости" капиталистического трудового контракта. Проведением различия между явлением и сущностью Марксстремился доказать не то, что поверхностные явления были полной нереальностью, а лишь то, что онискрывали более существенные, в конечном счете определяющие отношения. Различие, проводимое такжемежду эпифеноменом (поверхностью) и феноменом (лежащим в основе действительности), — иной способотражения того же самого отношения. 4) ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ-филос. категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Подпричиной (лат. causa) понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производитили влечёт за собой др. явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствиезависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различиемежду причиной и условием относительно. Каждое условие в определ. отношении является причиной, акаждая причина в соответств. отношении есть следствие. П. и с. находятся в единстве: одинаковые причины водних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия. В области обществ. наук причины отличаются отповодов — процессов, способствующих их проявлению. 5) НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ соотносительные филос. категории, которые конкретизируют представление о характере зависимостиявления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления. При определ.условиях необходимость (Н.) — вещь, явление в их всеобщей закономерной связи; отражение преим.внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, осн. направлений еёразвития; выражение такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при котором в определ. объекте имеетсятолько одна возможность, превращающаяся в действительность. Случайность (С.) — отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связейдействительности; выражение начального пункта познания объекта; результат перекрещивания независимыхпричинных процессов, событий; способ превращения возможности в действительность, при котором вданном объекте, при данных условиях имеется неск. различных возможностей, могущих превратиться вдействительность, но реализуется только одна из них; форма проявления Н. и дополнение к ней.

40. Онтология- учение о бытии как таковом, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия. Иногда отождествляют с метафизикой, но чаще рассматривают как ее основополагающую часть, как метафизику бытия.
Бытие -последнее, о чем допустимо спрашивать, но оно не может быть определено традиционнымобразом. В любой проблеме, особенно это касается понятий духа, сознания, материи, есть что-топоследнее, что само не может быть определено. Бытие — это чистое существование, не имеющее причины, оно —причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое, ни из чего не выводимое.

Фалес.

42. Су́ щность (лат. essentia) — смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых, под влиянием тех или иных обстоятельств, состояний вещи.Сущее — существительное, образованное от причастия «существующее», означает «то, что есть».В философии сущее рассматривается в двух аспектах — со стороны своей определённости, сущности, и со стороны своего существования, бытия. Различение бытия, или существования (экзистенции), и сущности (эссенции) проводит средневековый философ Боэций. Сущность вещи выражается в её определении, в её понятии, постигаемом разумом. О существовании вещи мы узнаём из опыта. Согласно Боэцию, бытие и сущность совпадают только в Боге, который есть простая субстанция; в сотворённых вещах бытие и сущность не совпадают. Для того, чтобы некоторая сущность получила существование, она должна стать причастной бытию посредством акта творения, осуществляемого божественной волей. Сущее — существительное, образованное от причастия «существующее», означает «то, что есть». В философии сущее рассматривается в двух аспектах — со стороны своей определённости, сущности, и со стороны своего существования, бытия. Различение бытия, или существования (экзистенции), и сущности (эссенции) проводит средневековый философ Боэций (ок. 480 — 524). Сущность вещи выражается в её определении, в её понятии, постигаемом разумом. О существовании вещи мы узнаём из опыта. Согласно Боэцию, бытие и сущность совпадают только в Боге, который есть простая субстанция; в сотворённых вещах бытие и сущность не совпадают. Для того, чтобы некоторая сущность получила существование, она должна стать причастной бытию посредством акта творения, осуществляемого божественной волей.

43. Следует различать уровни бытияактуальное (действительное) и потенциальное (возможное) бытие. Актуальное бытие – это наличное бытие в данном пространственно-временном интервале, все то, что существует в данный момент. Актуальное бытие вещей и процессов природы, человека и того, что создано им, содержит в себе массу нереализованных возможностей. Это потенциальное бытие, которое может в зависимости от условий стать или не стать актуальным. В природе такой процесс осуществляется благодаря естественным законам.

44. Субста́ нция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, существующих в другом и через другое. «Субстанция» — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм её проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Первопричина происходящего. Как правило, именно субстанции приписывают свободу как возможность определять саму себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по отношению к себе действующей силы. Монизм подразумевает наличие всего одной субстанции, дуализм — двух, духа и материи, взгляды, согласно которым субстанций много, называются плюрализмом.

45. Объективный идеализм — одна из основных разновидностей идеализма. Признавая первичность духа и вторичность, производность материи, объективный идеализм в отличие от субъективного идеализма первоосновой существующего считает не личное, человеческое сознание, а некое объективное, потустороннее сознание — «абсолютный дух», «мировой разум» и т. д.

46. Синерге́ тика (от др.-греч. σ υ ν - — приставка со значением совместности и ἔ ρ γ ο ν «деятельность»), или теория сложных систе — междисциплинарное направлениенауки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации. Синергетика является междисциплинарным подходом, поскольку принципы, управляющие процессами самоорганизации, представляются одними и теми же безотносительно природы систем, и для их описания должен быть пригоден общийматематический аппарат.

47. Относительнок небытие, то есть наличие пустоты, разделяющей всё сущее на множество элементов. Свойства этих элементов зависят от ограничивающего их пустого пространства, различаются они по величине, фигуре, движению, но все элементы мыслятся как однородные, непрерывные и потому неделимые.

48. Основные отличия: Метафизика как метод познания, действительно, рассматривает предметы как изолированные и невзаимосвязанные, но, что не менее важно, она ещё пытается найти в этих предметах нечто неизменное и качественно главное - " сущность": например, в человеке метафизика ищет важнейшее качество (" человек разумный", " существо политическое", " животное смеющееся"). Диалектика изучает все явления в их взаимосвязи, изменении и развитии, но, что не менее важно, она стремится постигнуть не столько сущностные качества, сколько сущность процессов и закономерности их изменений. Отсюда и три " основных закона", и взаимосвязь " соотносительных" категорий - форма и содержание, сущность и явление, количество и качество и т.д.

49. В субстанциальной концепции пространство и время предполагаются самостоятельными субстанциями, которые существуют наряду с материей. В реляционной концепции предполагается, что материя своим существованием обусловливает существование пространства и времени. Без материи они не существуют.
В этих категорийных концепциях пространство и время существуют в виде абсолюта, что последние сто лет опровергается данными физической науки.

50. Экле́ ктика, также эклекти́ зм (др.-греч. ἐ κ λ ε κ τ ό ς «избранный, отборный» от др.-греч. ἐ κ λ έ γ ω «выбираю, отбираю, избираю») — смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п. Термин введён в употребление во II веке родоначальником философской школы эклектизма Потамоном.

Эклектизм — направление в античной философии, соединяющее разнородные стили.

51. Созна́ ние — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях. Сознание может пониматься в более широком или более узком смысле. Так, например, с точки зрения теории отражения сознание в широком смысле — это «психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном», а в узком смысле — «высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека за счет рефлексии». В Большом энциклопедическом словаре (2000) сознание определяется как «высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.