Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эксперимент




Как и наблюдение, эксперимент считается основным исследователь-

ским методом. Необходимость в использовании эксперимента возникает

тогда, когда задачи исследования требуют создания ситуации, которая ли-

бо не может возникнуть при обычном ходе событий, либо неопределенно

долго пришлось бы ее ожидать. Значит, эксперимент – это исследователь-

ский метод, который заключается в том, чтобы создать исследовательскую

ситуацию, получить возможность ее изменять, варьировать ее условия,

сделав возможным и доступным изучение психических процессов или пе-

дагогических явлений через их внешние проявления, раскрывая тем самым

механизмы и тенденции возникновения и функционирования изучаемого

явления. Изложенное обусловливает отличие эксперимента от наблюдения

и ряда других методов, не позволяющих активно создавать исследователь-

ские ситуации и изменять их.

В зависимости от характера решаемых исследовательских задач экс-

перимент может быть констатирующим или формирующим. Экспери-

мент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу вы-

явления наличного состояния и уровня сформированности некоторого

свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуаль-

ный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы ис-

пытуемых. Полученные данные могут служить материалом для описания

ситуации как сложившейся и повторяющейся или быть основой для иссле-

дования внутренних механизмов становления тех или иных свойств лично-

сти или качеств педагогической действительности. Это дает основание для

такого построения исследования, которое позволяет прогнозировать даль-

нейшее развитие изучаемых свойств, качеств, характеристик. Для этого

становится необходимым определение содержания и средств психологиче-

ского и педагогического воздействия на испытуемых. Такой вид экспери-

мента называется формирующим.

Формирующий эксперимент ориентирован на изучение динамики раз-

вития изучаемого психологического свойства или педагогических явлений

в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения

деятельности. Особенностью формирующего эксперимента является то,

что в нем одновременно сочетаются и задачи исследования, и задачи фор-

мирования изучаемого свойства, т.е. оно исследуется в ходе собственного

формирования в естественной ситуации выполнения деятельности.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.005 сек.)Пожаловаться на материал