Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель размещения розничной торговой сети






Спрос на различные товары зависит от населения, товары в магазины поставляют со складов. Необходимо разместить торговые магазины так, чтобы общие затраты на строительство, эксплуатацию, транспортировку продукции и потери от некачественного обслуживания покупателей были наименьшими.

Введем обозначения:

- номер склада (базы);

- число всех складов (баз);

- вид товара;

- число всех видов товара;

- номер торговой точки (магазина);

- число торговых точек;

- номер варианта развития торговой точки;

- число возможных вариантов развития -й торговой точки;

- количество -го вида товара на -м складе;

- количество реализуемой продукции -го вида в -й торговой точке согласно -му варианту;

- приведенные затраты -й торговой точки согласно -му варианту;

- объем продукции -го вида, потребляемой во всей торговой сети;

- стоимость перевозки единицы продукции - го вида от - го склада к -й торговой точке;

- потери за счет затрат времени покупателей (некачественного обслуживания) в -й торговой точке, развивающейся согласно -му варианту;

- искомая величина, равная 1, если в -й торговой точке выбирается -й вариант, и равная 0 в противном случае;

- объем перевозки -й продукции из -го склада в -ю торговую точку.

В этой модели размещения розничной торговой сети требуется найти такие и при которых достигается минимум совокупных затрат и потерь

и выполняются условия:

· вывоз товаров из складов должен быть в пределах возможного

· поставляемые товары должны соответствовать мощностям торговых точек

· объем поставляемой продукции должен соответствовать потреблению

· должен быть выбран только один вариант развития торговой точки

Решая полученную задачу, получаем оптимальные варианты развития торговых точек и транспортные потоки , т.е. получаем оптимальное размещение розничной торговой сети.

Заметим, что потери покупателей могут рассчитываться в стоимостном выражении. Например, где - средние потери времени в часах одним покупателем за счет простаивания в очереди и покупки товара в -м магазине, развивающемся согласно -му варианту; - средняя заработная плата одного человека за один час; - среднее число покупателей в -м магазине.

Модель планирования деятельности торгового предприятия

На основании изучения спроса покупателей торговое предприятие разрабатывает месячные, квартальные и годовые планы своей хозяйственной деятельности. При этом следует учитывать возможность увеличения прибыли предприятия, выполнение плана товарооборота, полного удовлетворения спроса покупателей на различные виды товаров и качество обслуживания. Другими словами, в плане торгового предприятия должны быть отражены способы наилучшего использования имеющихся ресурсов: торговые залы, складские помещения, численность персонала, торговое оборудование и т.д.

Введем обозначения

- вид товарной группы;

- число всех видов товарных групп;

- вид товара, реализуемого в магазине;

- число видов товара в -й товарной группе;

- нижняя и верхняя границы товарооборота для магазина;

- вид трудовых ресурсов, используемых в магазине;

- число всех видов трудовых ресурсов;

- время, которое могут работать продавцы -й квалификации в данном магазине;

- вид имеющихся в магазине площадей (торговые залы, подсобные помещения и др.);

- число всех видов площадей;

- наличные в магазине площади -го вида;

- вид издержек обращения в денежном выражении;

- число всех видов обращения;

- объем издержек обращения в денежном выражении;

- прибыль магазина от реализации единицы товара -го вида из -й группы товаров;

- нижний и верхний пределы по реализации -го вида товара из -й группы товаров;

- средняя розничная цена -го вида товара из -й группы товаров;

- норма расхода времени на продажу товара -го вида из -й группы;

- норма площади -го вида, необходимой для осуществления продажи единицы товара -го вида из -й группы;

- норма расхода -го вида издержек обращения в денежном выражении при реализации единицы -го вида товара из -й группы;

- искомый объем продажи -го вида товаров из -й группы.

Тогда модель планирования хозяйственной деятельности предприятия состоит в определении таких при которых достигается максимальная прибыль

и выполняются ограничения:

· по имеющимся трудовым ресурсам

· по имеющимся видам площадей

· по имеющимся видам издержек обращения

· по объему товарооборота

· по выполнению плана ассортимента товаров

Решая полученную модель как задачу линейного программирования, получаем оптимальный план реализации товаров и товарооборота Прибыль торгового предприятия равна разности между валовым доходом и издержками обращения. Валовый доход может измеряться суммой торговых скидок, составляющих определенный процент от различной цены товара, т.е. прибыль

где - торговая скидка; - суммарные издержки обращения на единицу -го вида товара из -й группы.

В модели планирования хозяйственной деятельности предприятия можно использовать критерий товарооборота с учетом ограничений на ресурсы и ассортимент реализуемых товаров.

Общая постановка транспортной задачи состоит в определении оптимального плана перевозок некоторого однородного груза из m пунктов отправления A 1, A 2,..., Аm в n пунктов назначения В 1, В 2,..., Вn. При этом в качестве критерия оптимальности обычно берется либо минимальная стоимость перевозок всего груза, либо минимальное время его доставки [1, 14].

Рассмотрим транспортную задачу, в качестве критерия оптимальности которой взята минимальная стоимость перевозок всего груза. Обозначим через cij тарифы перевозки единицы груза из i -го пункта отправления в j -й пункт назначения, через аi - запасы груза в i -м пункте отправления, через bj - потребности в грузе в j -м пункте назначения, а через хij - количество единиц груза, перевозимого из i -го пункта отправления в j -й пункт назначения.

Тогда математическая постановка задачи состоит в определении минимального значения функции

(6.5)

при условиях

(6.6)

(6.7)

(6.8)

Поскольку переменные удовлетворяют системам линейных уравнений (6.6) и (6.7) и условию неотрицательности (6.8), то обеспечиваются доставка необходимого количества груза в каждый из пунктов назначения, вывоз имеющегося груза из всех пунктов отправления, а также исключаются обратные перевозки.

Всякое неотрицательное решение систем линейных уравнений (6.6) и (6.7), определяемое матрицей называется планом транспортной задачи.

План при котором функция (6.5) принимает свое минимальное значение, называется оптимальным планом транспортной задачи.

Обычно исходные данные задачи записывают в виде табл.6.1.

 

Таблица 6.1

Исходные данные транспортной задачи

Пункты отправления Пункты назначения Запасы
B 1 Bj Bn  
A 1 c 11 x 11 c 1 j x 1 j c 1 n x 1 n a 1
Ai ci1 xi 1 cij xij cin xin ai
Am cm 1 xm 1 cmj xmj cmn xmn am
Потребности b 1 bj bn  

 

Общее наличие груза у поставщиков равно а общая потребность в грузе в пунктах назначения равна единиц. Если общая потребность в грузе в пунктах назначения равна запасу груза в пунктах отправления, т.е.

(6.9)

то модель такой транспортной задачи называется закрытой. Если же указанное условие не выполняется, то модель транспортной задачи называется открытой.

Для разрешимости транспортной задачи необходимо и достаточно, чтобы запасы груза в пунктах отправления были равны потребностям в грузе в пунктах назначения, т.е. чтобы выполнялось равенство (6.9).

В случае превышения запаса над потребностью () вводится фиктивный (n +1)-й пункт назначения с потребностью и соответствующие тарифы считаются равными нулю: Полученная задача является транспортной задачей, для которой выполняется равенство (6.9).

Аналогично, при , вводится фиктивный (m +1)-й пункт отправления с запасом груза и тарифы полагаются равными нулю:

Этим задача сводится к обычной транспортной задаче, из оптимального плана которой получается оптимальный план исходной задачи.

В дальнейшем будем рассматривать закрытую модель транспортной задачи. Если же модель конкретной задачи является открытой, то, исходя из сказанного выше, перепишем таблицу условий задачи так, чтобы выполнялось равенство (6.9).

Число переменных xij в транспортной задаче с m пунктами отправления и n пунктами назначения равно nm, а число уравнений в системах (6.6) и (6.7) равно n + m. Так как мы предполагаем, что выполняется условие (6.9), то число линейно независимых уравнений равно n + m - 1. Следовательно, опорный план транспортной задачи может иметь не более n + m - 1 отличных от нуля неизвестных.

Если в опорном плане число отличных от нуля компонент равно в точности n + m - 1, то план является невырожденным, а если меньше - то вырожденным.

Для определения опорного плана существует несколько методов: метод северо-западного угла, метод минимального элемента, метод аппроксимации Фогеля и др. Как и для всякой задачи линейного программирования, оптимальный план транспортной задачи является и опорным планом.

Для определения оптимального плана транспортной задачи можно использовать стандартные методы линейного программирования, например, симплекс-метод. Однако ввиду исключительной практической важности этой задачи и специфики ее ограничений [каждая неизвестная входит лишь в два уравнения систем (6.6) и (6.9) и коэффициенты при неизвестных равны единице] для определения оптимального плана транспортной задачи разработаны специальные методы: метод потенциалов, метод дифференциальных рент и др.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.