Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состав и структура основного капитала






Процесс производства продукции состоит из большого числа различных этапов и операций. Поэтому детальная классификация основного капитала строится с учетом производственных функций.

Основной капитал – это часть капитала, которая, участвуя в производственном процессе, меняет свою натурально-вещественную форму постепенно, и его стоимость включается (переносится) в готовый продукт по частям.

Фонды – натурально-вещественная часть капитала. В зависимости от назначения и сферы применения различают производственные и непроизводственные фонды. В свою очередь производственные основные фонды могут подразделяться напромышленно-производственные(прямо или косвенно участвующие в производстве промышленной продукции) и непромышленные. В основных фондах выделяют активную и пассивную части. Активная часть включает в себя передаточные устройства, машины и оборудование (без учета отраслевой специфики), транспортные средства. Пассивная часть основных фондов является вспомогательной и обеспечивает процесс работы активных элементов.

Кроме того, основные фонды подразделяются на материальные и нематериальные. Ведущая (определяющая) роль отводится материальным основным фондам (материальным активам).

К материальным активам относятся:

1. Земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

2. Многолетние насаждения (сады, виноградники и т.п.), а также капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель.

3. Скот рабочий, продуктивный и племенной.

4. Здания – архитектурно-строительные объекты, предназначенные для создания необходимых условий труда. В них размещаются основные, вспомогательные и обслуживающие производства, лаборатории, склады, заводоуправление и др.

5. Сооружения – инженерно-строительные объекты, предназначенные для осуществления технических функций, не-

обходимых для производства и не связанных с изменением предметов труда (насосные станции, тоннели, мосты, очистные сооружения, эстакады и т.д.).

6. Передаточные устройства. С их помощью передается энергия различных видов (электрическая, тепловая, механическая) от машин-двигателей к рабочим машинам, а также жидкие и газообразные вещества (нефте-, газопроводы и т.д.).

7. Машины и оборудование, в том числе силовые машины и оборудование, предназначенные для выработки и преобразования энергии, – генераторы, двигатели и т.д.; рабочие машины и оборудование, используемые непосредственно для воздействия на предмет труда, т.е. для непосредственного участия в технологическом процессе (станки, прессы, молоты и другое основное и вспомогательное оборудование); измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование; вычислительная техника; прочие машины и оборудование.

8. Транспортные средства. Они предназначены для транспортировки грузов и людей и передвижения в пределах предприятия и вне его.

9. Инструменты всех видов и прикрепляемые к машинам приспособления, служащие для обработки изделия (зажимы, тиски И Т.Д.).

10. Производственный инвентарь для облегчения производственных процессов (операций) – рабочие столы, верстаки, а также для хранения жестких и сыпучих тел, охраны труда и т.д.

11. Хозяйственный инвентарь конторского и хозяйственного назначения: шкафы, столы, пишущие машинки, вешалки, копировальные устройства и др.

12. Прочие основные фонды, например библиотечные, архивные фонды.

Под нематериальными активами понимают такие активы, которые, не обладая материально-вещественной формой, тем не менее:

• имеют денежную оценку;

• используются в течение длительного периода (свыше одного года);

• приносят доход;

• обладают способностью отчуждения.

К нематериальным основным фондам (нематериальным активам) относятся четыре больших класса: интеллектуальная собственность, имущественные права, отложенные расходы и деловая репутация организации. В соответствии со ст. 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

1) произведения науки, литературы и искусства; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир радио- или телепередач;

2) программы для ЭВМ, базы данных; топологии интегральных микросхем;

3) изобретения;

4) полезные модели;

5) промышленные образцы;

6) селекционные достижения;

7) секреты производства (ноу-хау);

8) наименования мест происхождения товаров; фирменные наименования;

9) товарные знаки и знаки обслуживания;

10) коммерческие обозначения.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Изобретение подлежит правовой охране, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо (устройство, способ, вещество, штамм, микроорганизм, культуры клеток растений и животных) или является известным устройством, способом, веществом, штаммом, но имеет новое применение.

Промышленный образец – это художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид изделия. Отличительными признаками промышленного образца являются его новизна, оригинальность и промышленная применимость.

Полезная модель представляет собой конструктивное выполнение из составных частей. Отличительные признаки полезной модели – новизна и промышленная применимость.

Товарный знак и знак обслуживания – обозначения, позволяющие различать соответственно однородные товары и услуги разных юридических или физических лиц. Товарные знаки могут быть словесными (сочетание отдельных букв, цифр, фамилия), изобразительными (рисунки, графические символы, сочетания цветов), объемными (форма изделий или упаковки) и т.д.

Наименование места происхождения товара – название страны, населенного пункта или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными или людскими факторами, либо обоими факторами одновременно.

Фирменное наименование – индивидуальное название юридического лица. Оно регистрируется при государственной регистрации юридического лица и действует все время его существования. Правовой формой использования товарного знака, знака обслуживания и фирменного наименования является лицензионный договор.

Ноу-хау – информация технического, организационного, служебного или коммерческого характера, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в связи с неизвестностью ее третьим лицам. К этой информации нет свободного доступа.

Структура основных производственных фондов зависит от их производственно-технологических особенностей бизнеса. В добывающих отраслях промышленности наибольший удельный вес занимают сооружения, служащие для вскрытия месторождений, откатки полезного ископаемого, вентиляции; в обрабатывающих отраслях выше доля оборудования и зданий. В консультационной фирме очевидно большую часть составляют нематериальные активы. В Российской Федерации современная типовая классификация основных фондов содержится в Общероссийском классификаторе основных фондов и Правилах бухгалтерского учета.

Вопрос №5: Коммуникации – это процесс обмена инф-цией и передачей сведений между отдельными людьми или их группами.Управление в организации осущ-ся ч/з людей и одним из важнейших инструментов является информация. Именно используя информацию менеджер осущ-ет ее передачу, получает обратную реакцию на информацию и т.о. организует, руководит, мотивирует подчиненных. В коммуник-ии различают субъекты(м.б. отдельные личности и группы и даже целые орг-ии) и объекты(то, о чем передается инф-я, м.б. внеш и внутр. среда. В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому. Процесс коммуникации это передача информации об объекте посредством коммуникационной сети и получение реакции на информацию, и состоящий из этапов и стадий.Этот процесс начинается с этапа отправления информации. Отправитель- ключевая роль он идентифицирует себя в процессе коммуникации.

Цели коммуникации: 1) Обеспечение эффективного обмена инф-цией м/у субъектами и объектами уп-ния; 2) Совершенствование межличностных отнош-ий; 3) Создание информац. каналов; 4) Регулир-ние и рационализация информац. потоков.

Межличностные коммуникации делятся на формальные (официальные) и неформальные. Фомальные опред-ся политикой, правилами, должностными инструкциями орг-ции и осуществляются по формальным каналам. Неформальные не следуют общим правилам орг-ции и осуществляются в сис-е личных отнош-ий м/у работниками. Межличностные коммуникации делятся на вербальные и невербальные. Вербальные – словесные, невербальные – мимика, интонация.

Элементы и этапы процесса коммуникации. Отправитель (лицо, генерирующее идеи) кодирует сообщение (вербальные и невербальные символы), отбирает канал (устная, письменная речь, ср-ва электронной связи) и передает получателю. Получатель декодирует инф-цию и правильно или неправильно понимает сообщение, затем кодирует сообщение (отклик в адрес отправителя) и передает сообщение по каналу, затем генератор декодирует отклик.. Коммуникация считается тем эффективнее чем меньше содержит причин для неприятия послания. Возможные искажения возникают с наличием в процессе ком-ции ШУМА – это любое вмешательство в процесс ком-ции на любом этапе, искажающее смысл послания. Последний важный эл-т процесса - обратная связь-процесс обмена ролями (получатель становится отправителем). Она дает возможность отправ-ю узнать дошло ли послание до адресата и в каком значении. Это подтверждение может быть выражено как в прямой форме (наблюдение за изменением поведения чел-ка), так и в косвенной (снижение производительность, текучка, прогулы, конфликты).


Коммуникац. сеть – это соединение опред-ым образом участвующих в коммуникац. процессе индивидов с помощью информац. потоков.В данном случае рассматриваются не индивиды как таковые, а коммуник-е отношения между ними. Коммуникац. сеть включает потоки посланий или сигналов между 2 и более индивидами. Создаваемая коммуникац. сеть состоит из вертикальных (строится по линии руководства от начальника к подчиненеому) связей; горизонтальных (связь между равными по уровню индивидами или частями орг-и: между заместителями, начальниками отделов, между подчиненными); диагональные- связи с другими начальниками и подчиненными. Сеть этих связей создают реальную структуру орг-ции. Задача формальной органи-й стр-ры заключается в том, чтобы придать коммуникац. потокам правильное направление. Размеры подразделений в организации ограничивают развитие коммуник. сети. Чем больше человек в группе, тем разнообразнее и сложнее коммуникац. сеть. В зависимости от построения коммуникац. сети, деят-ть группы может отличаться большей или меньшей эф-тью. Коммуникац. сети концентрируются на выбранных в орг-ции образцах таких потоков, а не на том была ли ком-ция успешной. Существуют установившиеся образцы коммуникац. сетей для групп одной и той же или разной численности. 1. «Колесо» - формальная централизованная иерархия власти, при которой подчиненные взаимод-ют друг с другом через своего начальника. Руков-ль признается лидером, обладает наиб-ми полномочиями, наиб. ответственностью, берет на себя окончательное решение проблемы.2. «кружок» – централизованная сеть, м. б. эффективной при решении простых проблем. 3. «Цепочка» – появляется горизонтальная комм-ия, т. е. эл-т децентрализации (различные части фирмы). 4. «Всеканальные» сети – полностью децентрализованные группы. Требуется при необх-ти участия всех в реш-ии слож. проблем, такой подход называют открытыми коммуникациями или демократией. 4. «Вертушка». Знания устройства коммуникац. сетей важно для понимания отношений власти и контроля в организации.За основу измерения межличностной коммуникации можно взять 2 переменные: 1. Открытость в коммуникации включает степень открытия или раскрытие себя в ком-ции для других с целью получения ответной ком-ции от них, особенно их реакции, показывающей как они воспринимают нас и наши наши действия, 2. Адекватность обратной связи (показывает степень, с кот. люди делятся с другими своими мыслями и чувствами о них).

Коммуникац. стиль – способ, с помощью к-рого индивид предпочитает строить коммуникац. взаимодействие с другими. Знание стилей помогает определить как себя вести и что можно ожидать от поведения, связанного с опред. стилем. Можно выделить пять коммуникац. стилей: открытие себя (высокая степень открытости себя другим, но низкий уровень обратной связи); реализация себя (макс-я открытость и макс. обратная связь); замыкание в себе (низкий уровень открытия и обратной связи); защита себя (низкий уровень открытости, высокая обратная связь); торговля за себя (это умеренная открытость и обратная связь).Существует невербальная ком-я-это инф-я, посланная без использования слов, как способа кодирования, это сфера межличностной ком-и, имеющая более сильное воздействие, чем вербальная (движение тела-жесты, мимика, личные физич.качества, строение тела, рост, цвет волос, запах;, речь-голос, тембр, смех; физич. среда-температура, влажность, чистота; время-всегда вовремя, соотнесение статуса с возможностью опаздывать.

 

Вопрос №6:

В процессе сельскохозяйственного производства важную роль играют оборотные средства, которые обеспечивают осу­ществление бесперебойного процесса производства и реализа­ции продукции.

Оборотные средства - это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения. Сущ­ность оборотных средств определяется их экономической ро­лью - обеспечить непрерывность воспроизводственного процес­са, включающего как процесс производства, так и процесс обра­щения, а также способом перенесения своей стоимости на созда­ваемый продукт.

Различают состав и структуру оборотных средств. Под составом понимают совокупность элементов, образующих оборотные сред­ства. Они подразделяются на производственные оборотные фонды и фонды обращения. Такое деление определяется особен­ностями их использования и распределения в сферах производства продукции и ее реализации. Величина оборотных производствен­ных фондов зависит от уровня организации производства (дли­тельности производственного цикла, технологии, техники и др.). Сумма фондов обращения зависит в основном от условий реали­зации продукции и уровня организации системы снабжения и сбыта продукции.

Производственные оборотные фонды - это средства производ­ства, которые целиком потребляются в процессе одного производ­ственного цикла, переносят свою стоимость полностью на создан­ный продукт и изменяют свою натурально-вещественную форму. Производственные оборотные фонды подразделяются на произ­водственные запасы, незавершенное производство и расходы бу­дущих периодов.

Производственные запасы - это предметы, которые еще не вступили в процесс производственного потребления. К ним от­носятся семена, посадочный материал, удобрения, ядохимикаты, корма, топливо и смазочные материалы, запасные части, мелкий инвентарь и др.

В их состав включают также молодняк животных и животных на откорме, хотя по своей экономической природе эти средства производства не являются производственными запасами и нахо­дятся уже в стадии производства. Размер производственных запа­сов определяется объемом производства, нормами и характером их потребления и должен обеспечить непрерывность процесса производства.


Незавершенное производство - это оборотные фонды, которые находятся на стадии производства. Они включают: в земледелии - затраты под урожай будущих лет (подготовка почвы, посевы ози­мых культур); в животноводстве - затраты на незаконченную ин­кубацию яиц, зарыбление прудов, стоимость переходного запаса меда в ульях; в промышленном производстве - полуфабрикаты собственного изготовления.

Расходы будущих периодов – это расходы, относящиеся к будущему году или ряду лет, но произведенные в текущем году. В сельскохозяйственных предприятиях к ним относят затраты на строительство и содержание летних лагерей, загонов, навесов и других сооруже­ний некапитального характера для животных, затраты на пуско-наладочные работы (животноводческие комплексы, тепличные комбинаты и др.). Эти затраты включают в себестоимость продук­ции равными долями в течение 2-3 лет.

Производственные оборотные фонды сельскохозяйственного предприятия по степени участия в производственном процессе можно подразделить на предметы труда:

не вступившие в процесс производства и находящиеся в произ­водственных запасах (семена, посадочный материал, корма, удоб­рения, ядохимикаты, топливо и смазочные материалы, запасные части др.);

находящиеся в процессе производства в виде производимых, но еще не законченных продуктов (животные на выращивании и откорме, незавершенное производство).

По степени влияния на результаты производства они также под­разделяются на две группы. К первой относятся производственные оборотные фонды, прямо способствующие увеличению и повыше­нию экономической эффективности производства продукции: се­мена, удобрения, корма, животные на выращивании и откорме и др. Во вторую группу включают предметы труда, обеспечивающие функционирование производственных основных средств и поддер­жание их в рабочем состоянии: топливо и смазочные материалы, запасные части и др. Средства этой группы лишь косвенно влияют на процесс производства и его эффективность.

Фонды обращения - это средства, обслуживающие процесс ре­ализации продукции: готовая продукция, предназначенная для ре­ализации, денежные средства в кассе и на счетах, а также средства в расчетах (дебиторская задолженность разных видов).

Время, в течение которого оборотные средства совершают полный кругооборот, то есть проходят весь цикл производства и обращения, называется периодом оборота оборотных средств. Этот показатель ха­рактеризует среднюю скорость движения средств на сельскохозяй­ственном предприятии. Он не совпадает с фактическим сроком про­изводства и реализации отдельных видов продукции.

Формирование оборотных средств в сельском хозяйстве имеет некоторые особенности. В связи с длительным производственным циклом предприятиям приходится иметь значительные производ­ственные запасы в течение нескольких месяцев. Сезонность сель­скохозяйственного производства вызывает резкие колебания в на­личии оборотных производственных фондов по кварталам. Значи­тельная часть производственных запасов здесь формируется за счет собственного производства (семена, корма, животные на вы­ращивании и откорме и др.).

Под структурой оборотных средств понимается соотношение между отдельными их элементами. Эта структура не­постоянна и колеблется под влиянием многих факторов (специали­зация и концентрация производства, природно-климатические ус­ловия, развитие научно-технического прогресса и др.).

В связи с сезонностью производства в сельском хозяйстве обо­ротные средства неравномерно используются в различные периоды года, что существенно влияет на их структуру. Так, зимой значительная часть оборотных средств находится в запасах семян и кор­мов, а летом большая их доля сосредоточена в запасах нефтепро­дуктов, запасных частей, в незавершенном производстве.

Источники формирования оборотных средств могут быть собст­венными, заемными и привлеченными. Для пополнения собствен­ных оборотных средств используются наряду с прибылью так называемые устойчивые пассивы. К ним относятся нормальная (переходящая из месяца в месяц) задолженность по заработной плате и отчислениям по социальному страхованию, остаток средств резервного фонда и т. д. На сельскохозяйственных предприятиях собственные средства создаются за счет части готовой продукции (семена, корма и др.).

Оборотные средства принято подразделять на две группы: нор­мируемые и ненормируемые. Нормирование - это установление экономически обоснованной потребности в оборотных средствах по элементам. К числу нормируемых оборотных средств относятся оборотные производственные фонды (производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов), а так­же готовая продукция, которые представляют материальные обо­ротные средства. Денежные средства, средства в расчетах, товары отгруженные - это не нормируют.

При нормировании оборотных средств потребность в них опре­деляют как в натуральном, так и в денежном выражении. Собствен­ные оборотные средства (семена, корма и т. д.) оценивают по се­бестоимости их производства в данном хозяйстве. Покупные сред­ства (удобрения, ядохимикаты, запасные части и др.) оценивают по цене приобретения с учетом доставки к месту потребления. При нормировании оборотных средств на предприятии необходимо учитывать потребности не только сельскохозяйственного, но также промышленного и вспомогательных производств.

При расчете обычно используют технологические нормативы. Так, потребность в семенах определяют исходя из норм высева се­мян с учетом страхового запаса и посевной площади. Размеры запа­сов кормов рассчитывают с учетом норм кормления животных, по­головья скота и птицы. Потребность в топливе и смазочных мате­риалах зависит от количества тракторов, комбайнов, автомобилей разных марок, объема предполагаемых работ и норм расхода горю­чего. Аналогичным образом определяют потребность сельскохозяй­ственного предприятия и в других оборотных средствах.

Вопрос №7:

Конфликт – это отнош-е м/у субъектами, к-рое хар-ся противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Любое преобразование в орг-ции становится следствием несовпадения интересов одной из сторон с интересами другой - конфликт.Конфликт рассматривается в узком(непосредственное столкновение сторон) и в широком смысле(это развивающийся процесс, состоящий из нескольких этапов.1 из которых столкновение.)Элементы конфл.ситуации – это участники или оппоненты (их 3 ранга: 1-индивиды; 2-группа; 3-орг-ция.).Другим элементом конф.ситуации является объект, создающий ее. Со временем конф.ситуация при потере объекта конфликта м. исчезнуть, трансформироваться в другую, или обострится под воздействием инцидента. Он представляет собой 2 фазу конфликта, и может возникнуть целенаправленно или случайно на недорозумении.3 фаза развития конфликта явл-ся кризис и разрыв отношений между оппонентами. Эта фаза состоит из 2 этапов –конструктивного(+ эффект), - деструктивный(- эф-т).; 4 фаза- завершение конфликта. Стороны конфликта – это субъекты соц. взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или поддерживающие его. Субъектами конфликта являются участники конфликтного взаи­модействия, в кач-ве к-рых могут выступать отдельные лично­сти, группы, орг-ции. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение чего одним из участников полностью или ча­стично лишает другую сторону возможности добиться своих целей. По хар-ру и степени проявления различают открытый и закрытый труд. конфликт. С т. зр. причин конфликт. ситуации выделяют три типа конфликтов: 1) конфликт целей – стороны по разному видят желаемое состояние объектов в будущем; 2) конфликт взглядов – стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решению проблемы; 3) конфликт чувств – столкновение на уровне эмоций. Выделяют 5 уровней конф-ов в орг-ции: 1. внутриличностный; 2. межличностный – наиболее распространен; 3. внутригрупповой; 4. межгрупповой; 5. внутриорганизационный. Существует 5 путей выхода из межличностного конфликта: 1. разрешение конфликта силой; 2. разрешение конфликта через сотрудничество (поиск решения полностью удовлетворяющего как свои интересы, так и другого, в ходе открытого обмена мнения); 3. уход от конфликта (выход из ситуации, не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от выступления в споре и отстаивания своей позиции (нежелание брать ответственность за принятие реш-я)); 4. принятие другой стороны; 5. компромисс (разногласия разрешаются путем уступки с одной стороны на уступки другой, принимается среднее решение, устраивающее обе стороны). Уп-ние конфликтами — это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта. Методы разрешения конф.: 1) методы, связанные с использованием руководителем своего положения в организации (приказ, распоряжение,); 2) методы, связанные с «разведением» частей орг-ции – участников конф-та (разведение их по ресурсам, целям, средствам) или снижением их взаимозависимости (дифференциация и автономизация подразделений); 3) методы, связанные с созданием определенного «задела» в работе взаимозависимых подразделений (запас материалов и комплектующих); 4) методы, связанные с введение спец. интеграционного механизма для конфликтующих подразделений (общий заместитель, куратор или координатор); 5) методы, связанные со слиянием разных подразделений и наделением их общей задачей.

Вопрос №8:

Себестоимость продукции (работ, услуг) – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и сбыт продукции (работ, услуг).

Себестоимость продукции – емкая, многообразная и динамичная экономическая категория. Она является важнейшим качественным показателем, который показывает, во что обходится предприятию производство и сбыт продукции. Чем ниже себестоимость, тем выше прибыль и, соответственно, рентабельность производства.

Вопрос №10-11:

Из всего многообразия определений понятие организации можно выделить следующие.

1. Организация как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура управляемой либо управляющей системы.

2. Организация как совокупность (система) взаимоотношении, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда.

3. Организация как группа людей с общими целями.

Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим обязательным требованиям:

наличие не менее двух людей, которые считают себя частью этой группы;

наличие по крайней мере одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;

наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.