Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы оценки конкурентоспособности потенциала предприятия






В общем, виде процесс оценки конкурентоспособности потенциала предприятия состоит из следующих этапов:

1. определение цели оценки конкурентоспособности (обоснование претензий на внешние инвестиционные ресурсы, выявление резервов экономического роста, другие цели текущего управления);

2. выбор группы предприятий-конкурентов с учетом возможностей получения необходимой первичной информации для целей оценки конкурентоспособности;

3. определение групп оценки ключевых показателей конкурентоспособности (группирование целесообразно осуществлять по составляющим потенциала предприятия, а именно по показателям маркетингового, производственного, финансового, инновационного, кадрового, организационной структуры управления и др. потенциала)

4. расчет единичных, групповых, интегральных показателей конкурентоспособности для каждого предприятия;

5. обоснование вывода об уровне конкурентоспособности объекта оценки и разработки мероприятий, направленных на улучшение или содержание конкурентных позиций.

Комплексный характер понятия конкурентоспособности потенциала обуславливает необходимость обоснования системы индикаторов (критериев), которые могут рассматриваться как ключевые показатели конкурентоспособности и охватывают наиболее важные аспекты качества и эффективности использования потенциала предприятия.

В качестве индикаторов обычно выступают такие показатели и характеристики:

· Конкурентоспособность продукции;

· Качество, надежность продукции;

· Отличные свойства товаров;

· Имидж предприятия;

· Относительная доля рынка;

· Уровень расходов;

· Методы продаж;

· Рентабельность реализации;

· Темп роста выручки от реализации;

· Финансовые коэффициенты;

· Эффективность использования ресурсного потенциала (фондоотдача, производительность работы, энергоемкость, эффективность информационных ресурсов, эффективность мер по повышению творческой активности персонала и др.)

· Темпы роста стоимости предприятия;

· Эффективность рекламы и способов стимулирования сбыта;

· Компетенция и опыт персонала;

· Уровень текучести кадрового состава;

· Показатели экологичности производства;

· Эффективность обслуживания и др.

 

Перечисленные показатели могут быть изменены и дополненные в зависимости от особенностей оцениваемых предприятий. Кроме того, возможное их группирование за структурными элементами потенциала: показатели развития технико-технологического, кадрового, информационного, финансового потенциала и т.д. В этом случае в начале дается количественная оценка индивидуальным показателям, которые входят в состав группы, а потом исчисляются интегральные групповые показатели.

На их основе, в зависимости от метода оценки конкурентоспособности, может рассчитываться общий показатель конкурентоспособности потенциала предприятия или путем сопоставления с показателями предприятий-конкурентов даваться прямая оценка уровня конкурентоспособности по каждому направлению. Это связано с использованием таких индикаторных методов как метода разностей и метода рангов.

 

Суть метода разностей состоит в прямом определении преимуществ и недостатков предприятий-конкурентов за отдельными индикаторами – показателями конкурентоспособности, которые должны быть определены на этапе идентификации ключевых индикаторов конкурентоспособности.

Применение данного метода предусматривает сравнение предприятия, которое оценивается, только с одним предприятием-конкурентом. По каждыму ключевому показателю конкурентоспособности определяется не только позиция оцениваемого предприятия, а и количественный разрыв в достигнутых значениях.

Метод рангов, в отличие от предыдущего метода, предусматривает сравнение объекта оценки с группой предприятий-конкурентов и разрешает определить его место в конкурентной борьбе, опережающие факторы успеха, а также такие, результаты по которым худшие, чем у конкурентов.

Данный метод предусматривает определение места предприятий-конкурентов по каждому ключевому индикатору конкурентоспособности потенциала путем ранжирования достигнутых значений показателей. Общая сумма рангов по всем ключевым индикаторам позволяет определить предприятие - лидера исследуемой группы, уровень конкурентоспособности которого высочайший по критерию минимума (максимума рангов), и аутсайдеров группы, которые заняли последние места по уровню конкурентоспособности.

В том случае, если на основе индивидуальных (интегральных или групповых) показателей рассчитывается общий показатель конкурентоспособности, то применяются матричные методы, которые дают более объективные результатные оценки.

Сущность матричных методов состоит в определении количественного значения интегрального рейтингового показателя конкурентоспособности отдельного предприятия либо в графическом определении его конкурентной позиции в матрице конкурентоспособности по определенным параметрам. Каждая ось матрицы в графической интерпретации разбивается на несколько уровней и характеризует один из параметров конкурентоспособности (однокритериальная ось) или несколько параметров, объединенных интегральным критерием их измерения (многокритериальная ось) В результате получается ряд комбинаций, каждая из которых отвечает определенной позиции в конкурентной борьбе.

 

Один из распространенных матричных методов – метод баллов. Его применение предусматривает выполнение следующих этапов:

1. Формирование матрицы исходных оценочных показателей, в состав которой входят m ключевых показателей конкурентоспособности для n объектов. Каждый і-й показатель (1< i< m) на j-м объекте (1< j< n) задается величиной соответствующего коэффициента Kij. В результате получаем матрицу Х, строки которой характеризуют аспекты конкурентоспособности объекта по m разным показателям

 

       
   


 

К11 К12 К13 К1n

 

Х = К21 К22 К23 К2n

 

*** *** *** ***

Кm1 Кm2 Кm3 Кmn

       
   

 


Министерство образования и науки Украины Одесская государственная академия строительства и архитектуры Кафедра теоретической экономики

 

Лекция № 4

по дисциплине «Потенциал предприятия: формирование и оценка» на тему:

«Методический инструментарий оценки потенциала предприятия»

 

План

1. Общая характеристика методического инструментария оценки стоимости потенциала предприятия.

2. Основные методические подходы к оценке стоимости потенциала предприятия.

3. Классификационная характеристики информации, принимающая участие в оценке потенциала предприятия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.