Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политико-правовые взгляды Вольтера.






 

Франсуа Мари Аруэ известный под псевдонимом Вольтер родился в 1694 г. в семье нотариуса. умер в 1778 г. Он не только создал своеобразную философию права и государства но и активно защищал свои идеи на практике, за неоднократно подвергался гонениям, прежде всего за свои антирелигиозные нападки на католическую церковь и религиозный фанатизм.

На становление его мировоззрения и социально-правовых взглядов во многом сказалось влияние идей английских философов и прежде всего Дж. Локка.

В целом мировоззренческая позиция В. в научных кругах признается как деистически-материалистическая. В. признавал, что мир существует и развивается на основе своих собственных причин и законов, но первопричиной мира все же является Бог. Но роль Бога по Вольтеру весьма ограничена он лишь создатель, создав мир Бог удалился и ему нет ни какого дела до его развития.

Свое учение о происхождении, общества, государства и права В. основывает на взглядах античных и современных ему авторов об общественной природе или социальной сущности человека. Особенность состоит в том, что В. основание такой социальной сущности и соответственно общества, и всех его институтов, видит не в инстинкте, а в чувстве люби человека к самому себе. Следствием этой любви есть порождаемые ее страсти, такие как честолюбие, властолюбие, корыстолюбие, алчность, соперничество и т.д. Стремление к удовлетворению этих страстей порождает в свою очередь потребность к труду, искусству и в конечном итоге приводит к необходимости существования государственных институтов и правового регулирования.

Таким образом, в соответствии с взглядами В., общество для своего существования нуждается в законах. При этом В. категорически отрицает божественный характер происхождения права и закона. Право и закон, а эти понятия В. четко не разграничены, имеют искусственное происхождение, они устанавливаются людьми, и обусловлены естественными потребностями или причинами, так как связаны с существованием природных страстей человека или дословно «... они зависят от интересов, страстей и мнений тех, кто их придумал, и от характера климата, местности, где люди объединились в общество».

В целом В. разделяет мысль о договорном характере государства, предложенную его предшественниками, но при этом отрицает реальную возможность заключения такого договора. В основе государства, с его т.з. лежит, молчаливое согласие народа подчинятся верховной власти, поскольку это соответствует его главному интересу  общественному благу и соответственно обязанность государства осуществлять верховную власть на благо поданным, обеспечивая, таким образом, соблюдение их естественных прав.

Свои правовые взгляды, В. обосновывает на основе проведенного им исследования. При этом В. как уже отмечалось, не дает четкого разграничения права и морали, права и закона. Исходя из анализа существования в мире огромного разнообразия правовых и моральных норм. В. пытается найти еденный принцип нормативного регулирования. В качестве такого критерия права и морали, В, с одной стороны, принимает общественную пользу, которая выступает по отношению к последним как цель, в результате чего право и мораль рассматриваются как относительные понятия, с другой стороны, в основание права и морали он кладет представление о гуманности  добродетели, которая присуща всем людям и является основой естественного закона по которому должны определятся взаимоотношения между людьми. В целом под естественным законом В. понимает «... принципы морали, общие для всего человечества». Этот закон имеет следующее определение «... поступай с ближним как с самим собой.... не делай зла другому и не радуйся этому злу».

От естественного закона отличается позитивные законы. Последние в свою очередь В. делит на законы установленные произвольно «ради пользы законодателя», а отсюда имеющие условный характер и законы, созданные на основе разума, которые в идеале должны соответствовать естественному закону.

Среди важнейших естественных прав В. выделяет свободу. равенство перед законом, собственность на продукты своего труда.

В концепции В. равенство и свобода понимаются как правовые категории. Равенство это, прежде всего, равная защита всех законом, Свобода  зависимость только от законов. Постановку вопроса о равенстве в социальном и имущественном плане В. категорически отвергает.

Программные положения учения В. о государстве и праве находят свое отражение в концепции «просвещенного правления», в которой, дается обоснование политического идеала. В соответствии с указанной концепцией идеальное правление государства можно рассматривать как союз правителей и философов, где верховная законодательная власть принадлежит философам, исполнительная  правителям, задача последних реализовывать на практике принципы общественного устройства, смысл которых разъясняют философы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.