Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология нации






Большие социальные группы - общности лю­дей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представи­телями, но объединенные не меньше и потому оказы­вающие существенное влияние на общественную жизнь.

Одна из классификаций людей в истории развития мировой цивилизации делит людей на расы. По дру­гой люди делятся по принадлежности к различным этносам. Этнос - социальная общность, исторически сложившаяся на определенной территории, осозна­ющая свое этническое единство и обладающая отно­сительно стабильными особенностями культуры, в том числе общим языком. В основе существования этносов - осознание ими своей целостности.

Две исторические формы этнической общности людей - племя и нация. В основе племенного разоб­щения людей по территории расселения, культуре и языку лежат родовые отношения. С переходом от первобытной формации к экономической, основанной на товарно-денежных отношениях, этнос в виде пле­мени превращается в этнос в виде нации.

Отличие нации от племени: объединяет людей, ха­рактеризуется социальным неравенством; возникно­вением государства, четких, границ расселения, наличием публичной власти и других атрибутов госу­дарства, распространением культуры, традиций сс и л о е б - ычаев, внедрением государственного языка; фор­мированием и развитием национальной гордости, проявлением национализма и шовинизма.

Нация - высший этап развития этнической общно­сти, который соответствует определенной экономи­ческой формации. Психология этнической общности (нации) - национальная психология - имеет свою отражает общее, что


есть у представителей целой нации в мировосприя­тии, устойчивых формах подведения, чертах психоло­гического облика, в реакциях, речи и языке, отноше­ниях к другим людям.

Национальная психика - составная часть общественного сознания, его важнейшего компо­нента - общественной психологии. Национальная психология - результат длительного и специфичес­кого развития, в котором задействованы факторы:

Социально-политическое и экономическое разви­тие. Национальная психика зависит от производ­ственных и общественных отношений.

Историческое развитие этнической общности -жесткие рамки многочисленных, но закономерных* временных, но качественных трансформаций жизни и особенностей психики ее представителей, внешние и внутренние атрибуты которых предопределяют своеобразие зарождения, функционирования и про­явления национальной психики.

Возраст этнической общности-свидетельствует о длительности формирования национальной психи­ки людей, возможностях ее перспективного развития или деградации.

Межнациональные отношения, их характер и исто­рические традиции влияют на характер формирова­ния и проявления национального сознания и само­сознания ее представителей, на специфику и динамику проявления чувств по отношению к другим нациям.

Культурное развитие этнической общности оказы­вает влияние на основные качественные характе­ристики национальной психики людей.

Язык и письменность определяют своеобразие мышления ее представителей, отражают разнообра­зие их мировоззрения, взглядов на особенности сво­ей.жизни и деятельности.


подгруппы по признаку общительности. Межгрупповые отношения изменились, как только экспедиция стала сталкиваться с трудностями, требующими максималь­ного приложения сил. Наблюдалось появление трех подгрупп, образование которых было связано с отно­шением к работе. Когда экспедиция подходила к концу, межгрупповые отношения вновь изменились: деление на подгруппы по уровню культуры. Конфликтные отно-шения возникают между группами, которые имеют су-щественные основания для сравнения.

Выводы В. Хановеса: совместная деятельность -лучший способ узнать друг друга, особенно если де­ятельность протекает в экстремальной ситуации. Ни расовые, ни возрастные, ни социальные различия не играют существенной роли в отношениях между людьми. Исключение - культурный уровень.

В экстремальной ситуации группа делится на микро­группы несколько раз в зависимости от обстоятельств и личностных особенностей субъектов взаимодей­ствия.

Основными функциями межгрупповых отношений являются сохранение, стабилизация и развитие групп как функциональных единиц общественной жизни. При взаимодействии с другими группами каждая стре­мится к устойчивому состоянию посредством сохра­нения относительного баланса тенденций интеграции и дифференциации. Если во внешних отношениях груп­пы усиливаются тенденции дифференциации, то внут­ренние отношения будут характеризоваться усилением тенденции интеграции. Соперничество, сотрудничест­во, отношения неучастия - основные стратегии вза­имодействия между группами. Доминирующая стра­тегия - стратегия соперничества.


риминацию (внутригрупповой фаворитизм по отноше­нию к своей группе и внегрупповую враждебность по отношению к чужой группе), А. Тэшфел рассматри­вал причину этих явлений. Он показал, что установ­ление позитивного отношения к своей группе наблю­дается и в отсутствие объективной основы конфликта между группами.

В эксперименте студентам показали две картины художников и предложили посчитать количество то­чек на каждой картине. Затем произвольно разделили участников эксперимента на две группы: в одну попа­ли те, кто зафиксировал больше точек у одного ху­дожника, в другую - те, кто зафиксировал их больше у другого. Немедленно возник эффект «своих» и «чу­жих» и была выявлена приверженность своей груп­пе (внутригрупповой фаворитизм) и враждебность по отношению к чужой группе. Это позволило Д. Г эш~ фелу заключить, что причина межгрупповой дискри- 00 минации не в характере взаимодействия, а в про- *3" стом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявлении враждебности к чужой группе.

Был сделан вывод о том, что область межгруппо­вых отношений - это сфера, включающая в себя че­тыре основных процесса: социальную категоризацию, социальную идентификацию, социальное сравнение, социальную (межгрупповую) дискриминацию.

Анализ этих процессов и должен, по мнению А. Тэшфела, представлять собой собственно соци­ально-психологический аспект в изучении межгруп­повых отношений.


I


ку проявления и функционирования национально-пси- V пополняется данный класс, психология других клас-

Ь СО







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.