Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Невербальная коммуникация







ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ


 


Ел


Понятие «коммуникация» связано с информацион­ными обменами, которые происходят между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посред­ством выработки общего смысла передаваемой и вос­принимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют ком­муникативными.

Главной задачей коммуникации выступает достиже­ние социальной общности. Индивидуальность и уни­кальность каждого субъекта взаимодействия сохра­няются.

В более широком философском смысле коммуника­ция рассматривается как социальный процесс, свя­занный либо с общением, обменом сведениями, идея­ми и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем.

Социологический аспект понимания коммуникации выявляет специфику средств связи любых объектов материального и духовного мира. Данное понятие часто употребляется применительно к различным средствам массовой передачи информации {средствам массовой коммуникации). Их широкое распространение и влия­ние почти на каждого человека породили понятие обще­го информационного поля, в котором живут современ­ные люди. Как массовый процесс коммуникация представляет собой постоянное распространение ин­формации посредством технических средств связи сре­ди огромных рассредоточенных аудиторий, воздействуя на оценки, мнения и поведение людей.

Коммуникация выступает как особая функция обще­ния, проявляющаяся в передаче и принятии инфор­мации. Эта функция играет важную роль в межличност-


Общение - это прежде всего коммуникация, т. е. обмен информацией, значимой для участников обще­ния. Все средства общения делятся на две группы: вербальные (словесные) и невербальные. А. Пиз приводит данные, согласно которым передача инфор­мации происходит за счет вербальных средств (толь­ко слов) на 7 %, звуковых средств (включая тон голо­са, интонации звука) - на 38 %, а за счет невербальных средств - на 55 %. Между вербальными и невербаль­ными средствами общения существует разделение функций: по вербальному каналу передается чистая информация, а по невербальному - отношение к парт­неру по общению. Невербальное поведение челове­ка неразрывно связано с его психическими состоя­ниями и служит средством их выражения. Люди быстро учатся приспосабливать свое вербальное по­ведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.

Разработаны различные классификации невербаль­ных средств общения, к которым относят все движе­ния тела, интонационные характеристики голоса, так­тильное воздействие, пространственную организацию общения.

Наиболее значимы кинесические средства — зри­тельно воспринимаемые движения другого челове­ка, выполняющие выразительно-регулятивную функ­цию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, взгляде, походке.

Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальнос­ти. Характеристики голоса относят к просодическим V и экстралингвистическим явле н и ям.


Сущность интеракции в том, что в процессе со­вместной деятельности и общения между людьми воз­никает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противо­речиями. Понятие интеракции дало название направ­лению социальной психологии - интеракционизму, для которого характерно изучение жизнедеятельности' личности в контексте социального взаимодействия.

По теории интеракционизма развитие личности осу­ществляется в процессе общения индивида с члена­ми определенной социальной группы в ходе совмест­ной деятельности. Действия каждого индивида всегда ориентированы на другого человека и зависят от него.

Психологическая совместимость — важный фактор успешного общения субъектов взаимодействия. Под психологической совместимостью в социальной группе понимают эффект взаимодействия, заключаю­щийся в таком сочетании людей, которое позволяет осуществить их максимально возможную взаимозаме­няемость и взаимодополняемость.

А. Б. Добрович выделял социальные качества человека, которые наиболее ярко проявляются при взаимодействии с другими людьми и влияют на пси­хологические характеристики общения: интровер-сия - экстраверсия, мобильность - ригидность, до­минантность - недоминантность.

К. Юнг первый описал экстраверсию и интровер-сию как основные направленности или жизненные установки человека.

Экстравертированному типу личности свойствен­ны направленность на окружающих, гибкость поведе-\/ния, общительность.


Интровертированному типу личности присущи Просодика - это общее название таких ритмико- ных отношениях, поскольку информационные процес- стремление к уединению, интерес к собственному интонационных сторон речи, как высота, громкость сы в современном мире определяют значительную внутреннему миру. голосового тона, тембр голоса, сила ударения. Экстра- часть жизнедеятельности человека. Человек, пере- Мобильность и ригидность - качества, оп р информацию, - коммуникатор, человек, вос-

щиеся типологическими свойствами высшей нервной деятельности и темпераментом. Мобильные люди динамичны и выразительны. Ригидные люди предпо­читают устойчивость и стабильность во всем.

При взаимодействии доминантного и недоминант-ного собеседников возникает проблема психологи­ческого подавления одного человека другим.

Процесс взаимодействия людей состоит из функ-циональных единиц взаимодействия - актов, или действий. Акт как единицу поведения человека впер­вые изучил Дж. Мид. Каждое действие можно рас­сматривать как единицу общения. Действие состоит из'четырех фаз: фазы побуждения, фазы уточнения ситуации, фазы непосредственного действия и фазы завершения.

Любое взаимодействие включает в себя большое количество действий, складывающихся в систему по­ведения. Выделено два показателя специфики пове­дения с учетом характера взаимодействия в процес­се общения: внимание человека к интересам других людей; внимание к своим собственным интересам. По соотношению направленности на себя и направ­ленности на партнера можно судить о развитии стра­тегии взаимодействия человека - совокупности до­минирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся в той или иной социальной ситуации. Выделяют основные стратегии взаимодействия: соперничество, компро­мисс, сотрудничество, приспособление и избегание

(Р. Блейк, Д. Моутон, К. Томас).


различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т. д.

К такесическим средствам общения относятся ди­намические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Динамические прикоснове­ния являются биологически необходимой формой сти­муляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения.

Общение всегда пространственно организовано. Одним из первых пространственную структуру обще­ния стал изучать американский антрополог Э. Холл, который ввел сам термин «проксемика», перевод ко­торого означает «близость». К проксемическим харак­теристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними.

Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку -дистанции, характерные для североаме­риканской культуры. Эти нормы определены четырь­мя расстояниями:

1) интимное расстояние (от 0 до 45 см) - общение самых близких людей;

2) персональное (от 45 до 120 см) - общение со зна­комыми людьми;

3) социальное (от 120 до 400 см) - предпочтительно
при общении с чужими людьми и при официальном

общении; 4)публичное (от 400 до 750 см) - при выступлении-

перед различными аудиториями.

Нарушение оптимальной дистанции общения вос­принимается негативно.


принимающий ее, - реципиент.

В процессе взаимодействия1 коммуникатор и реци­пиент меняются местами, поскольку функции переда­чи и восприятия информации переходят от одного к другому. Однако существуют такие ситуации взаимо­действия, когда данные функции жестко закреплены за субъектами в течение определенного времени.

Информационный обмен - глобальное явление, выходящее/за пределы простого человеческого об­щения.

Однако специфика именно, межличностного инфор­мационного обмена значительна. Она определяется наличием процесса психологической обратной свя­зи, возникновением коммуникативных барьеров, по­явлением феноменов межличностного влияния, существованием различных уровней передачи инфор­мации, влиянием пространства и времени на переда­чу содержания информации.

Сущность процесса психологической обратной связи состоит в необходимости субъектов выработать еди­ную знаковую систему и единое понимание обсуждае­мых вопросов во время общения. Когда человек получает информацию, он ее прежде всего восприни­мает, т. е. интерпретирует. Интерпретация зависит не только от самой информации, но и от индивидуально­го опыта воспринимающего, его знаний, общего уров-. ня развития и т. д.


CD

CVJ


Механизмы социальной перцепции - с п осо б ы, п о -ч астую скрываемых обеими конфликтующими сторо-средством которых люди интерпретируют и оценива- \/нами.

Го







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.