Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ролевые конфликты






I Ролевой конфликт - ситуация, в которой инди-

I вид, имеющий определенный статус, сталкивается

с несовместимыми ожиданиями. Ситуация ролевого

конфликта вызывается тем, что индивид оказывается

не в состоянии выполнять предъявляемые ролью
I требования.

I В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые. К межролевым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду

одновременно приходится исполнять слишком много
| различных ролей и поэтому он не в состоянии отве-
I чать всем требованиям этих ролей, либо потому, что
' для этого у него нет достаточно времени и физиче­
ских возможностей, либо различные роли предъявля- *■

. ют ему несовместимые требования. В исследованиях | межролевого конфликта следует выделить работу [ американского роциального психолога У. Г. Гуда \ «Теория ролевой напряженности». Он называет роле- | вой напряженностью состояние индивида в ситуации межролевого конфликта и предлагает теорию, суть | которой сводится к выявлению способов снятия этой I напряженности. Для этого надо освободиться от ряда | ролей, а затрату времени и энергии на выполнение I остальных поставить в зависимость от значимости ' данной роли для индивида, положительных и отрица­тельных санкций, которые может вызвать невыполне-. ние определенных-ролей; реакции окружающих на отказ | от определенных ролей.

I Когда речь идет о межролевых конфликтах, в качест- ' ве примера чаще всего приводится маргинальная

личность. I Анализ внутриролевого конфликта выявляет проти- | воречивые требования, предъявляемые к носителям одной роли разными социальными группами. Клас-


си'ческим в данной области считается исследование М. Комаровской, которое было проведено среди студенток одного из американских колледжей. Резуль­таты исследования показали противоречивость ожи­даний-требований, предъявляемых к студенткам кол­леджа со стороны родителей и студентов колледжа.

Ролевые конфликты являются частым явлением. Это объясняется сложностью общественных отно­шений, возрастающей дифференциацией социальной структуры и дальнейшим разделением обществен­ного труда.

Ролевые конфликты, по мнению исследователей, отрицательно влияют на осуществление взаимо­действия, поэтому социальные психологи пытаются выработать какие-то общие концепции, обосновы­вающие пути устранения ролевых конфликтов. Одна из таких концепций - теория ролевой напряженнос­ти У Гуда.

Сходный подход можно обнаружить и в работах Н. Гросса, У. Мэйсона. Они выделяют три группы факторов, имеющих отношение к проблеме устране­ния ролевых конфликтов.

Первая связана с субъективным отношением к роли ее исполнителя.

Вторая группа включает санкции (положительные и отрицательные), которые могут быть применены за исполнение или неисполнение роли.

К третьей группе факторов авторы относят тип ори­ентации исполнителя роли, среди которых они'выде­ляют две: ориентацию на моральные ценности и праг­матическую ориентацию.

Исходя из анализа этих факторов можно предска­зать, какой способ решения ролевого конфликта пред­почтет тот или иной исполнитель роли.


Многие социальные роли усваиваются легко, некото­рые требуют особых усилий и способностей. Смысло­вая сторона социальной роли заключается в приня­тии человеком роли для себя.

Иногда складывается ситуация, когда содержание роли вполне усвоено, но есть внутренние препятствия для ее принятия. Человек стремится доказать себе и другим, что он нечто большее, чем роль.

С другой стороны, роль может настолько сильно увлечь, что индивид полностью подчиняет себя ей. Возникают три проблемы усвоения социальной роли: проблема трудности усвоения роли, проблема не­приятия роли, проблема нарушения меры в ее усвое­нии.

Всю жизнь человек занимается освоением новых ролей, поскольку меняются его возраст, позиция в семье, профессиональный статус, межличностные отношения и т. д. Освоение может быть простым и легким, а может сопровождаться значительными трудностями.

Уровень принятия человеком социальной роли для себя тоже может быть разным. Роль может быть ис­пользована как средство достижения определенной цели, так же она может и сама стать целью, конечным результатом, к которому субъект стремится на протя­жении длительного времени. В этом случае роль может «покорить»'личность: за ролью личность уже не будет видна.

Овладение широким спектром социальных ролей является наиболее адаптивным для человека, по­скольку способствует его развитию.


1 2)набор норм, определяющих, как должен вести себя

человек данного социального положения.

Социальная роль трактуется*как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция.

Многообразие представлений о социальной роли свидетельствует о том, что в психологии идея Дж. Мида оказалась весьма удобной для описания поведения личности в ее различных социальных функциях.

Т.Шибутани полагал, что социальные роли несут функцию закрепления оптимальных способов поведе­ния в определенных обстоятельствах, выработанных человечеством на протяжении длительного време­ни.

Упорядоченность повседневной жизни обусловли­вается последовательностью выполнения челове­ком тех или иных социальных ролей, которые связа­ны с правами и обязанностями. Обязанность - это СМ то, что человек вынужден делать исходя из социаль- СМ ной роли вне зависимости от того, нравится ему это или нет.

Выполняя СВОИ обязанности в соответствии с социальной ролью, каждый человек имеет право предъявить и свои требования к другому. Обязанно­сти всегда сопровождаются правами.

Гармония прав и обязанностей предполагает опти­мальное выполнение социальной роли, любой дис­баланс в этом соотношении может свидетельство­вать о том, что социальная роль не совсем усвоена. Социальная роль имеет два аспекта изучения: роле­вое ожидание и ролевое исполнение.


Непосредственное общение - это п р ямое естественк самому глубокому самораскрытию
ны. Но права и обязанности, которые устанавливают- \/вляться между двумя субъектами
одновременно Vрик)', установления общности,





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.