Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуальные особенности воображения




Воображение - психический процесс, и развит этот процесс у разных людей по-разному. Проявляется это и в повседневной деятельности, и в профессиональной деятельности, и в общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по:
- степени развития воображения,
- по типу образов, которыми воображение предпочтительно оперирует.
Степень развития воображения характеризуется по:
- яркости воображаемых образов,
- глубине переработки данных прошлого опыта,
- возможной новизне образов,
- качественному осмыслению продуктов воображения.
Яркость и глубина воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок или страшных историй. Слабое развитие воображения легко распознается по низкому уровню переработки представлений. Так, например, если человека со слабым воображением попросить представить или нарисовать несуществующее животное, то, скорее всего, это будет что-то вроде единорога, зеленого коня или зайца с тремя ушами.
Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. Даже если у человека очень хорошо развито наглядное мышление, он может испытывать очень серьезные трудности, решая задачи без визуальной опоры. В целом воображение оказывает больше влияния на работу наглядного мышления, однако и абстрактно-логическому мышлению воображение - не помеха. Иногда можно встретить людей с развитым абстрактно-логическим мышлением, но бедным воображением. Зачастую " мысли вслух" таких людей похожи на болтовню попугая, потому что одна мысль формально-логическим способом цепляется за предыдущую, рассуждения кажутся логичными, но говорящий вообще не имеет представления о чем говорит.
Слабое воображение человека может быть не только психическим, перманентным свойством психики, но и временной особенностью психической деятельности. Если угодно, это можно даже назвать психическим состоянием. Типичным примером временного снижения воображения является работа школьного учителя или вузовского преподавателя. Если он в двадцатый или пятидесятый раз рассказывает одно и то же, ему нет особой необходимости вообще включать воображение и представлять то, что он говорит. Дело не в том, что преподаватель относится безответственно к своей работе, а в том, что вступает в силу инстинкт сохранения энергии: если можно что-то не делать, то лучше этого не делать.
Недостаточный уровень развития воображения затрудняет получение от жизни живых и разносторонних эмоций. Людям с хорошим воображением интереснее читать книги. Даже решение скучной математической задачи " Из одной трубы в бассейн..." может стать значительно интереснее, если представить детали: как выглядят эти трубы? кто купается в бассейне? горячая или холодная вода льется? Хорошее воображение позволяет лучше понять окружающих людей: а в какой одежде этот человек ходит дома? интересно, а он матерится когда-нибудь? а как у него выглядит жена?
Рутинная работа способна сильно притупить воображение. Один из механизмов эмоционального выгорания состоит как раз в том, что рутина притупляет воображение, сниженное воображение притупляет эмоции. Отсутствие хоть каких-то эмоций снижает интерес к работе, что фактически усиливает рутинный характер работы.
Как показали исследования, люди весьма сильно различаются по яркости образов воображения. На одном полюсе находятся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе находятся люди с крайне бледными представлениями.
Как правило, высокий уровень развития воображения встречается у людей, занимающихся творческим трудом, то есть много и плодотворно занимающихся производством принципиально новых продуктов интеллектуального труда. Под эту категорию подпадают писатели, художники, музыканты, ученые, инженеры, изобретатели, дизайнеры и многие другие.
Большие споры вызывает вопрос о том, различаются ли люди по типу воображения. Некоторые ученые и практики настаивают на том, что выделяются такого рода типы людей:
- визуалы (с развитым зрительным восприятием и воображением),
- аудиалы (с развитым слуховым восприятием и воображением),
- кинестетики (с развитым тактильным восприятием и воображением).
Действительно, несложно найти человека, например, с хорошо развитым зрительным воображением, но плохим слуховым и тактильным. Другой человек, наоборот, очень хорошо может представить тактильные ощущения, но плохо - зрительные и слуховые. Однако просто взять и поделить всех людей на три типа будет весьма наивным. Потому что можно найти и людей с вообще хорошо развитым воображением, во всех модальностях, а можно найти людей и с вообще плохо развитым воображением.
Здесь, на самом деле, играет роль в основном степень развития того или иного анализатора: зрительного, слухового или тактильного, что имеет, в основном, врожденный характер. Если было бы всё так просто, как говорят специалисты по NLP, то:
- визуал переходил бы дорогу, внимательно смотря по сторонам,
- аудиал переходил бы дорогу, прислушиваясь к звуку проезжающих машин,
- кинестетик переходил бы дорогу, ощупывая эти проезжающие мимо машины.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.